«АвтоВАЗ» хочет увеличить утильсбор для импортных автомобилей до миллиона рублей за пять лет
Утильсбор предлагается поэтапно поднять с 300 тысяч рублей практически до 1 млн рублей. Цель такой меры — защитить российский рынок от китайских конкурентов
Читать на полной версииОбновлено в 19:40
Глава «АвтоВАЗа» предлагает увеличить утильсбор для импортных автомобилей почти до 1 млн рублей к 2029 году. О том, что глава компании Максим Соколов как председатель экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Госдумы предложил ввести поэтапно растущую шкалу утильсбора, стало известно еще на прошлой неделе, а сейчас появились конкретные цифры.
В этом году утильсбор предлагается поднять с 300 тысяч до 550 тысяч рублей, к 2025 году — до 660 тысяч рублей, а к 2029-му — практически до 1 млн рублей. Речь идет о машинах с двигателем от одного до двух литров, сообщил Максим Соколов на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. Ранее он отмечал, что эти меры позволят защитить российский рынок от китайских конкурентов.
Насколько это целесообразно и перспективно? Комментирует автоэксперт, ведущий телеканала «Авто плюс» Павел Федоров:
Павел Федоров автоэксперт, ведущий телеканала «Авто плюс» «Речь идет о машинах, которые попадают в прямую конкуренцию с продукцией «АвтоВАЗа», то есть у них других моторов нет, у них все укладывается в промежуток 1,6-1,8, в перспективе два литра. На фоне того, что китайцы начали привозить более доступные автомобили, схожие с продукцией «АвтоВАЗа», российскому производителю очень сложно выдерживать конкуренцию, поэтому нужны дополнительные заслоны. Утильсбор поднимался уже не раз, китайцы великолепно преодолевают этот порог, который выставляется государством, готовы давать скидки, объем, при этом они не спешат локализовать производство в России. Если бы они играли по тем же правилам, что «АвтоВАЗ», производили бы на местном рынке, платили бы здесь налоги, развивали НИОКР и так далее, им было бы это делать все сложнее. У нас пока только один такой пример — Haval в Тульской области, который вложился здесь, поэтому у них продукция создается по местным канонам фактически. Неслучайно Haval — один из самых доступных и популярных автомобилей на нашем рынке, потому что эта продукция производится здесь. Но чтобы держаться здесь на плаву, чтобы успеть запустить новые продукты, нужен какой-то лаг, какое-то преимущество, и вот этот утильсбор позволит создавать свою конкурентоспособную продукцию. Вопрос суммы очень связан с себестоимостью продукции и автомобилей. У нас они сейчас очень дорогие, и это напрямую связано с покупательной способностью населения. Если бы у нас население чувствовало себя хорошо, и как раз то население, которое нацелено на продукцию «АвтоВАЗа», а это бюджетный, доступный автомобиль, и покупало бы их, несмотря ни на что, наверное, вопрос так остро не стоял бы. А сейчас получается, что у этих людей уже денег нет, кредитные возможности тоже практически исчерпаны, все население закредитовано, у нас больше половины автомобилей продается в кредит, и становится все сложнее и сложнее, нужно как-то защищаться».
С точки зрения отечественного производителя — это логичный шаг. При этом если ввести сразу такой утильсбор, то большая часть иностранных производителей уйдет с рынка.
Продолжает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
О необходимости индексации утильсбора Соколов говорил неоднократно. Последний раз она проводилась в августе 2023 года.
Но, по словам экспертов, китайские производители каждый раз преодолевали новые ценовые пороги.