Число пользователей платных дорог растет все быстрее, несмотря на повышение цен
Сильнее всего трафик вырос на М-12 и М-4, несмотря на то что в апреле «Автодор» проиндексировал тарифы за проезд на отдельных участках до 25%. Владельцы других платных дорог тоже говорят о росте пользователей, но в пределах 5-14%, пишет «Коммерсантъ»
Читать на полной версииПлатные дороги в России дорожают, но их популярность у водителей только растет — такие выводы можно сделать по итогам отчетности операторов платных дорог, они оказались в распоряжении «Коммерсанта».
К примеру, число проездов на платных дорогах «Автодора» в прошлом году выросло на треть — почти до 400 млн. И это несмотря на то, что весной оператор повысил тарифы на проезд на отдельных участках на 25%.
Трассой М-4 «Дон» стали пользоваться на 24% чаще, а трассой М-1 «Беларусь» — на 6%. Рекорд у трассы М-12 «Восток», прирост поездок — 322%. Загрузка ЦКАД, М-1 и М-3 стабилизировалась.
По статистике «Автодора», 30% всех проездов приходится на грузовики и автобусы. Бизнес уже закладывает расходы на возросшие тарифы, говорит генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Критики платных дорог обращают внимание, что часто новые участки не оборудованы всем необходимым: не везде есть освещение, заправки, прочая инфраструктура. Все чаще операторы тестируют безбарьерную оплату, и невнимательному водителю потом может прийти штраф за неоплаченный проезд — потому что он просто не понял, что заезжал на платный участок.
Еще один тезис критиков: в России последние десять лет вообще не строится крупных трасс и магистралей, где нет хотя бы нескольких платных участков, однако все еще вводятся небольшие бесплатные трассы. Весь этот бизнес закладывается на очень долгую перспективу, говорит директор Центра исследований умного города НИУ ВШЭ Константин Трофименко:
Константин Трофименко директор Центра исследований умного города НИУ ВШЭ «Рентабельность, конечно, этого бизнеса все равно измеряется десятилетиями, потому что инфраструктура таких больших объектов — это очень-очень дорого. Да, действительно, это имеет кумулятивный эффект на экономику, появляются не только рабочие места непосредственно по содержанию дороги, но и в целом есть хорошее влияние на развитие прилегающих территорий: возникают новые производства, мощности, возникают логистические предприятия, склады, производства. И в целом ускоряется работа экономики, это долгосрочный эффект, но тем не менее он совершенно точно работает. То есть регионы, по которым проходят федеральные платные трассы, получают, безусловно, некоторые драйверы к развитию. Что касается резкого роста — на самом деле резкий рост на М-12 был вполне ожидаем, потому что только в прошлом году ее полностью запустили, на всем протяжении до Казани. И, конечно, если брать бесплатную М-7, которая ей идет параллельно, там на некоторых участках все-таки достаточно плохое техническое состояние дороги, поэтому, когда появилась новая современная скоростная трасса, понятно, что и многие грузоотправители, которые особенно везут высокомаржинальные грузы, автотуристы и командировочные между Москвой и Казанью, Нижним Новгородом переключились на эту трассу. Но это все-таки эффект ее запуска, то есть люди ее распробовали. По другим направлениям, М-4 например, — опять же, в условиях отсутствия авиационного трафика, закрытых аэропортов на юге в условиях СВО, понятно, что очень многие выбирают автомобильный транспорт, весь поток приходится на М-4».
Официальную годовую отчетность по сбору платы за проезд «Автодор» опубликует весной. Плановый показатель, заложенный в программе госкомпании, — 105 млрд рублей в 2024 году и 129 млрд — в этом.