«Ведомости»: Генпрокуратура подала иск к «Домодедово» из-за иностранного гражданства бенефициаров
Надзорный орган считает, что владелец аэропорта Дмитрий Каменщик и председатель набсовета Валерий Коган нарушили ФЗ № 57, согласно которому иностранные резиденты, не имеющие специального разрешения правительства России, не могут владеть стратегическими предприятиями
Читать на полной версииОбновлено 30 января в 14:30
Претензии к владельцам аэропорта «Домодедово» связаны не с приватизацией, а с иностранным контролем, пишут «Ведомости» со ссылкой на свои источники. Журналистам издания стали известны детали иска Генпрокуратуры к структурам аэропорта, его владельцу Дмитрию Каменщику и председателю набсовета Валерию Когану.
В частности, по данным «Ведомостей», прокуроры потребовали взыскать в доход Российской Федерации 100% долей ООО «ДМЕ Холдинг», которое владеет группой операционных компаний аэропорта, а также признать недействительными решения о редомициляции структур, входящих в контур группы.
По версии Генпрокуратуры, группа компаний аэропорта «Домодедово» оказались под иностранным контролем.
По российским законам иностранным инвесторам и группам, в которые входит иностранный инвестор, нельзя заниматься деятельностью, которая имеет стратегическое значение для обороны и безопасности государства без предварительного согласования правкомиссией. Каменщик, имеющий гражданство Турции и ОАЭ, и Коган, обладающий израильским паспортом, за получением такого согласования не обращались.
В 2024 году, по версии Генпрокуратуры, Каменщик и Коган «решили создать ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями» и обратились в ФАС с ходатайствами о согласовании сделок по передаче стратегических предприятий под контроль ООО «ДМЕ Холдинг». При этом они «не раскрыли перед ФАС реальную структуру владения холдингом, скрыв статус Когана как контролирующего лица и сведения о его гражданстве Республики Израиль». Также антимонопольному органу не предоставлены сведения об установлении над холдингом контроля кредитора в лице иностранного инвестора DME Airport Designated Activity Company (Республика Ирландия). В результате правительственная комиссия и ФАС России, «будучи введенными Каменщиком и Коганом в заблуждение», согласовали им сделки по переходу прав на российские стратегические общества к ООО «ДМЕ Холдинг».
Генпрокуратура пришла к выводу, что, «установив иностранный контроль над названными стратегическими обществами, Каменщик и Коган следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинения ущерба ее экономике». «Для этого ими саботируются мероприятия по развитию и модернизации инфраструктуры аэропорта, выделяемые государством на эти цели бюджетные средства расходуются бесконтрольно, вследствие чего они похищаются».
В качестве обеспечительной меры надзорное ведомство попросило наложить арест на 100% долей ООО «ДМЕ Холдинг».
Следующим шагом действительно может стать изъятие активов в пользу государства, отмечает адвокат Андрей Гольцблат:
Это не первая попытка вернуть аэропорт «Домодедово» в госсобственность. В 2011 году после теракта в аэропорту уголовному преследованию подвергся Дмитрий Каменщик, но тогда именно прокуратура прекратила дело, посчитав преследование незаконным.
Новые основания для истребования аэропорта в госсобственность тоже применяются не впервые. Например, обвинения в нарушении закона об иностранных инвестициях были предъявлены Соликамскому магниевому заводу и Мурманскому морскому рыбному порту.
По разным основаниям в последние годы многие компании прошли полный цикл смены собственников, включая этап национализации. Это автодилер «Рольф», производитель макаронных изделий «Макфа», Ивановский завод тяжелого станкостроения, Челябинский электрометаллургический комбинат и завод «Кузнецкие ферросплавы», порт Калининграда и так далее.
В качестве обеспечительной меры прокуратура запросила арест на 100% долей в ООО «ДМЕ Холдинг». Претензии к «Домодедово» со стороны прокуратуры пока выглядят довольно зыбкими, считает адвокат АК «Аснис и партнеры» Андрей Дроздов:
Андрей Дроздов адвокат АК «Аснис и партнеры» «Исходя из того, что сейчас размещено в публичных источниках по содержанию иска, мы видим, что он пока не касается приватизации, то есть это не типичный антиприватизационный иск, которые ранее Генпрокуратура направляла, и многие из них были удовлетворены, здесь претензия связана с другим. Может быть, это вызвано в том числе тем, что по приватизации уже высказывался Высший арбитражный суд и поставил точку в этом споре, отказав Росимуществу в истребовании аэропорта в доход государства, сказав, что его новые владельцы не должны отвечать за возможные допущенные ошибки государства. Что касается новых претензий, в том числе про вывод прибыли за рубеж, претензия в том, что деньги выводились по договорам займа. Это абсолютно обычная практика на самом деле, когда материнская или головная компания холдинга выдает займы дочерней компании на покрытие кассовых разрывов и так далее. То есть говорить, что сам по себе возврат денежных средств по договорам займа наверх, в материнскую компанию, головную компанию холдинга, сам по себе означает вывод денежных средств в нарушение установленных запретов, наверное, достаточно спорно как минимум. Сделки, насколько я понимаю, договоры займа, по которым эти денежные средства возвращались, в настоящий момент никем не оспорены. То есть это довод, который сейчас суд вынужден будет оценивать, но он вынужден будет его оценивать в контексте утверждений прокуратуры, квалификации прокуратуры, что перечисление денежных средств по действительному договору займа можно квалифицировать как вывод прибыли, что спорно, потому что это совершенно другой механизм, это не распределение прибыли, это, вероятнее всего, выполнение своего обязательства. Что касается иностранного владения этой компанией, Федеральная антимонопольная служба этот вопрос проверяла, и очевидно, что они вряд ли могли проглядеть какие-то нарушения, связанные с иностранным влиянием. Квалификация прокуратурой этого согласования как придания видимости легального владения тоже спорна, потому что таким образом можно любое действие по выполнению требований законодательства, будь то декларирование доходов, уплата по ним налога, согласование перевода активов с одной структуры на другую, квалифицировать как придание легального вида владению источником получения дохода и так далее».
В среду, 29 января, также стало известно, что Минтранс просит суд приостановить права иностранных структур на «Шереметьево». По данным «Интерфакса», Минтранс обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к TPS Avia holding inc. и Sandy Investments Ltd с просьбой приостановить их корпоративные права в отношении МКООО «ТПС Авиа Холдинг ЛТД» — это единственный владелец ООО «Шереметьево Холдинг», которое контролирует более 66% акций в АО «Международный аэропорт Шереметьево».