При продаже высокотехнологичных автомобилей в китайских автосалонах на каждую машину оформляется мастер-аккаунт. Это нужно для получения доступа ко всем функциям автомобиля. Это касается таких брендов, как Zeekr, Lixiang, Xiaomi и некоторых других марок. Для регистрации мастер-аккаунта нужно создать профиль в китайской соцсети WeChat и завести виртуальную сим-карту с местным номером.

Но некоторые российские дилеры поставляют автомобили с уже зарегистрированными на граждан Китая аккаунтами, из-за чего сим-карты в них китайские. И если продавец не попросит покупателя формально зарегистрировать мастер-аккаунт на себя, получается, что он передает сим-карту третьему лицу. Формально в таких действиях можно усмотреть признаки нарушения будущего закона.

И касается это далеко не только китайских машин, указывает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Законодатель не подумал о том, что сим-карты могут находиться в огромном количестве разных вещей, а не только в сотовых телефонах. Например, в автомобилях BMW и Mercedes, которые полностью и всегда находятся на связи через сотовую сеть, в любых других изделиях, связанных с интернетом, которые используют сотовую связь, такие как устройства сигнализаций. Я не думаю, что кого-то будет ждать ответственность за подобное нарушение, если эта норма будет принята в таком виде. Мне кажется, что никто не будет смотреть по порталам объявлений, кому принадлежала машина, кому — аккаунт, как он зарегистрирован, на какую сим-карту и как эту сим-карту передали. Но, конечно, с правовой точки зрения законодатель должен был предусмотреть такую возможность».

Глава комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский подтвердил предположение эксперта:

Сергей Боярский глава комитета Госдумы по информационной политике «Ответственность за передачу сим-карт третьим лицам наступает только в случае, если эта сим-карта впоследствии будет задействована в мошеннической схеме. Этот законопроект — мера борьбы с телефонным мошенничеством, поэтому он вряд ли затронет какие-то еще сферы. И в принципе, когда мы передаем доверенному кругу телефон, это никто не видит, этого никто не замечает, и, конечно, ответственности никакой не наступает».

Однако рынок все-таки ждет официальных разъяснений. Вот какой комментарий дал Сергей Вайнер — директор по развитию компании «Автополе», которая занимается поставками китайских машин в Россию:

Сергей Вайнер директор по развитию компании «Автополе» «Мы ждем официальную информацию, чтобы понимать, какие действия предпринимать, если это будет нужно. При этом и сейчас многие уже обходят барьеры иностранных сим-карт с помощью умельцев. Клиенты покупают российские карты, перепаивают блоки и пользуются. Во многих автомобилях стоят eSIM, и номера можно получать дистанционно, через интернет, оформив на себя. Если говорить о передаче так называемых мастер-аккаунтов, у некоторых автомобилей можно его передавать другому пользователю, у других автомобилей первичный покупатель (иностранный) добавляет следующего покупателя в «семейную» группу пользователя автомобилем. И автомобили эксплуатируются без проблем. Надеемся, что данная проблема будет решаться во время таможенной очистки автомобиля и конечный продавец и покупатель уже не будут с ней сталкиваться».

На всякий случай: после вступления закона в силу передача сим-карты будет караться штрафами от 30 тысяч до 50 тысяч рублей для физлиц, 200 тысяч — для юрлиц. А за организацию незаконной деятельности с абонентскими номерами и данными для авторизации с корыстной целью предусмотрена в том числе и уголовная ответственность.