«Сбер» обязал своих сотрудников уметь использовать нейросети
При этом другие российские компании пока не торопятся с предъявлением подобных требований. Но все может кардинально поменяться уже в течение года, говорят эксперты
Читать на полной версии«Сбер» вводит новое требование к работникам. Теперь базовые знания искусственного интеллекта обязательны как для действующих, так и для новых сотрудников, сообщил крупнейший банк страны.
Понятно, что уборщику или грузчику для работы базовые знания искусственного интеллекта не нужны и вряд ли когда-то потребуются. Скорее когда-нибудь людей на этих позициях полностью заменят умные машины. Но это в будущем.
А прямо сейчас «Сбер» требует, чтобы специалисты первой линии, которые напрямую работают с клиентами, умели применять AI-инструменты для более эффективного решения повседневных задач. Для других специалистов требования другие: например, IT-разработчики «должны не только свободно ориентироваться в AI-инструментах, но и понимать принципы их работы, а в идеале иметь опыт создания собственных AI-решений». Это цитата из пресс-релиза «Сбера».
Крупнейший банк страны стал в некотором смысле пионером, обязав своих сотрудников знать и уметь применять нейросети. Но в целом на рынке труда вакансий с такими требованиями к кандидатам пока немного. Продолжает гендиректор Changellenge, эксперт по рынку труда Андрей Алясов:
Андрей Алясов гендиректор Changellenge, эксперт по рынку труда «Точно есть такие вакансии. Я предполагаю, в районе 1%. Мы видим, что, например, «Сбер» сейчас во всех вакансиях это требует. Я думаю, все остальные компании пойдут по [этим стопам]. Начинается это прежде всего с аналитических позиций и позиций программистов. Я думаю, что там сейчас это требование в 5-10% всех вакансий. И я думаю, что через полгода-год в IT, в аналитике дойдет до 30-50%, дальше — больше. Вся фишка искусственного интеллекта в том, что мы не допираем — я извиняюсь за это выражение, оно очень сильно отражает ситуацию, — как быстро все меняется. Еще два или три года назад мы вообще не задумывались о тех возможностях, которые возникают с искусственным интеллектом, а сейчас иногда каждый день появляются новые технологии, которые коренным образом меняют ситуацию».
Редакция Бизнес ФМ обратилась в пресс-службу «Сбера» с просьбой пояснить, что такое «базовые знания искусственного интеллекта», которые теперь должны быть у сотрудников кредитной организации. Там ответили: если человек когда-либо общался с AI-помощниками любых сервисов, редактировал тексты, искал информацию в нейросетях, то базовый опыт работы с искусственным интеллектом у него уже есть. А если нет, то крупнейший банк страны поможет такому сотруднику научиться применять нейросети в работе. Сильно упрощая, пообщался с роботом «Максом» на «Госуслугах» — и все: необходимый для трудоустройства в «Сбере» опыт работы с ИИ получен.
В других компаниях могут быть другие пожелания к кандидатам относительно знаний и умений в области искусственного интеллекта. Продолжает гендиректор компании — разработчика искусственного интеллекта «А-Я эксперт» Роман Душкин:
Другой вопрос: для чего работодателям нужны сотрудники со знанием технологий AI? Например, тот же Роман Душкин рассказал, что студент, который устроился в его компанию на временную работу, за два часа подготовил сложный аналитический отчет при помощи нейросетей. Специалисту-аналитику, по словам Душкина, на это потребовалась бы целая неделя.
Но есть и другие данные относительно эффективности сотрудников, которые используют нейросети. Исследование некоммерческой лаборатории Metr показало: генеративный AI может не ускорять работу, а, наоборот, замедлять ее. Это особенно заметно в сфере, где ИИ, как считается, особенно силен — в программировании. Можно ли верить подобным исследованиям — отдельный вопрос.