Авиакомпания отменила 54 рейса, еще 206 рейсов готовятся к выполнению, сообщили в Минтрансе. Приоритет в расписании отдан рейсам на Дальний Восток, в Калининград, Сочи, Минеральные Воды и за рубеж.

Несколько десятков рейсов «Аэрофлот» вынужден был отменить одномоментно, когда стало понятно, что доступа ни к серверам, ни к базам данных нет. Авиакомпания смогла выполнить лишь те рейсы, которые были обработаны заранее. Блогер, автожурналист Павел Федоров собирался в Минск в составе группы, ехали тестировать новую Lada Iskra:

Павел Федоров автоблогер «Мы с группой коллег должны были вылетать в Минск, у нас большая делегация — 16 человек, едем тестировать новую Lada Iskra. И вот уже стояли просто у гейта, ждали посадки, внезапно сказали, что нет, рейс отменен. Причем не задержан, не перенесен, именно отменен. Пошли выяснять, в чем дело, весь борт направился к двум окошкам «Аэрофлота», и тут выяснилось, что зависла система. То есть проблема не в конкретном самолете, а именно в системе, потому что сами сотрудники компании не знали поначалу, что делать, как возвращать багаж и так далее. Скопилась приличная очередь людей, потому что у многих пересадочные рейсы в Белоруссии куда-то еще, люди нервничали: у кого-то отдых, у кого-то командировки. Попытки поменять на следующий рейс «Аэрофлота», который летит, тоже ничем не увенчались, потому что сказали, что непонятно, полетит он или нет. В итоге мы приняли решение, что летим другой авиакомпанией, и сейчас едем в аэропорт «Домодедово». Пришлось отстоять очередь, чтобы получить штамп об отмене рейса, багаж обратно весь выгрузили на ленту. Пришлось спуститься, еще раз пройти таможенный контроль и выйти. Поначалу было путано все, просто потому что непонятно, что делать, куда идти, как получать багаж, как вернуть билеты. У кого-то электронный билет, у кого-то бумажный, нужен этот штамп, не нужен. Всего два-три окошка, каждый пассажир пытается объяснить авиакомпании свои проблемы дальнейшие — пересадочные, трансферные, все стоят в одной большой очереди. И вот один, второй, третий, несколько рейсов подошли. При этом рейсы других авиакомпаний вылетали, насколько мы видели, там много в Турцию рейсов, и, в общем-то, самолеты улетали».

В итоге Павел улетел в Минск другой авиакомпанией: еще раз прошел таможенный контроль, оформил багаж, заодно отстоял очередь, чтобы получить штамп об отмене рейса. Пара окошек, по его словам, с огромной очередью не справлялись. Некоторые пассажиры рассказали Бизнес ФМ, что невозможно было даже понять, отправляется ли твой рейс. Не получалось ни зайти в личный кабинет, ни дозвониться на горячую линию, жалуется Ольга, которая должна была улететь из «Шереметьево» в Орск:

«Сдали багаж, все в порядке, прошли досмотр уже, дошли до дьюти-фри, первое табло висит, написано: 103-й выход. Зашли в магазин, в один, другой, до второго экрана доходим, и уже написано, что рейс отменен, и толпа стоит, на табло много красных надписей, что много рейсов отменены, не только наш. Рядом с этим экраном девушка сидела, она всех отправляла обратно к сотрудникам «Аэрофлота». Пошли туда, там толпа, очередь от самого экрана до выхода, где уже досмотр начинался. Вышли все в зал, где регистрация проходит, кто куда, на кассах «Аэрофлота» куча народу стояла, мы пошли обратно к стойкам регистрации, чтобы забрать, я понимала, что деньги никто не вернет, что нужно багаж обратно забирать. Подошли, они там шептались-шептались, молодые сотрудники, на стойках регистрации: информации никакой не обладаем, все через кол-центр. Я говорю, вы сами хоть раз дозванивались до своего кол-центра? Спустились на первый этаж, там уже тоже куча мала, целые чемоданы на одной ленте, на второй, и никаких обозначений, что это с того рейса сняли багаж, это с того, просто куча мала, толпа людей, чемоданы туда-сюда кидают, как хочешь, так ищи свои чемоданы. С ленты снимают на пол. Мы искали наш багаж больше часа».

Позднее начали появляться подробности: причиной масштабного сбоя в работе стала хакерская атака. Возбуждено уголовное дело о неправомерном доступе к компьютерной информации, сообщили в Генпрокуратуре. Одна из хакерских группировок взяла на себя ответственность и уточнила, что находилась внутри корпоративной сети авиакомпании больше года, без особых проблем получала данные компании, включая корпоративную почту и внутренние документы, и даже уничтожила семь тысяч физических и виртуальных серверов.

Хакеры сообщили, что IT-инфраструктура была построена на старых операционных системах, пароли не менялись годами и так далее. Оценить сроки восстановления работы пока затруднительно, говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Непонятно, какой масштаб атаки. Хакеры, понятное дело, склонны преувеличивать последствия. При этом они перечислили системы, в том числе те, которые уже несколько лет не используются. В частности, система бронирования Sabre. Говорить о том, сколько продлится восстановление, трудно. Если вспомнить другие крупные сбои, которые были у разных авиакомпаний мира, то они длились до трех-пяти дней. Сбой инфраструктуры не означает, что все бизнес-процессы компании полностью парализуются. Просто часть процессов приходится проводить без использования IT-инфраструктуры, что тоже возможно, бумажный документооборот, живых людей никто не отменял, просто у них меньше производительность».

На полное восстановление работы «Аэрофлота» может уйти от нескольких дней до полугода — звучат даже такие оценки. Потенциальный ущерб из-за этого варьируется от 10 млн до 50 млн долларов. У авиафирмы, по словам IT-экспертов, должны быть бэкапы всех чувствительных систем, и в этом случае восстановление должно пройти в сжатые сроки.