Минпросвещения рекомендовало учителям следить за склонностью детей иностранцев к преступлениям
Методичка появилась на сайте министерств образования и просвещения в некоторых российских регионах. На что должны обращать внимание учителя? И насколько полезна эта инициатива?
Читать на полной версииОбновлено в 16:33
Учителям рекомендовали пристальнее следить за детьми мигрантов, чтобы выявлять возможные склонности к преступлениям. Такая методичка появилась на сайтах министерств образования Башкортостана, Свердловской и Смоленской областей, пишет газета «Ведомости».
Рекомендации разработали Минпросвещения совместно с МВД и Минобрнауки. В документе приводится чек-лист: педагогам рекомендуют обращать внимание, если ребенок ранее уже совершал противоправные или асоциальные поступки, бродяжничал, пропускал уроки.
Тревожным сигналом может быть, если ребенок выражает пренебрежение к «исторической памяти, традиционным российским ценностям, государственной символике», а также к информации, которую учителя доносят на уроках «Разговоры о важном». О том, насколько полезна эта инициатива, рассуждает директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Константин Тхостов:
Константин Тхостов директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга «Очень важный момент: если у нас учителя начнут заниматься отслеживанием каких-то отдельных историй, кто будет детей учить? Эта [мера] необходима, бесспорно, но нужен механизм, согласно которому эти усилия со стороны школы не будут утекать в песок, как вода. Допустим, учитель видит, что у ребенка явно агрессивные формы самовыражения, и каковы дальше его действия? Да, в школе есть социальный педагог, дальше, следующий? И этот момент должен быть простроен. Более того, если учитель будет отвлекаться на одного, то пострадают остальные в классе. Быть может, все-таки мы наконец пропишем ответственность семьи за воспитание ребенка?»
В методичке указано: учителя должно насторожить появление у ребенка одежды с символикой «религиозного радикализма, экстремизма, криминальных субкультур, ярко подчеркивающей принадлежность к стране исхода и оскорбляющей представителей других национальностей и конфессий». Среди негативных индикаторов приводятся «отсутствие критического мышления, повышенная внушаемость, психологическая зависимость от третьих лиц».
Для профилактики правонарушений учителям советуют приобщать детей иностранцев к российским традиционным духовно-нравственным ценностям и проводить классные часы. Рекомендации оценивает директор московской школы № 117 Ирина Бабурина:
Ирина Бабурина директор московской школы № 117 «У меня в школе практически нет детей мигрантов. С другой стороны, наша школа многонациональная, 38 национальностей. За последние 20 лет у нас никогда не было вопросов, конфликтов на национальной почве. Поэтому я, наверное, к этому отнесусь отрицательно, потому что это не дело учителей — выявлять такие вещи, дело учителей — проводить профилактическую работу, работать над этим. А выявлением таких моментов, наверное, должны заниматься социальные службы и органы внутренних дел».
Вопрос в том, как будет выглядеть реализация этой меры, рассуждает
юрист, эксперт в сфере миграционного права Евгения Сугутская:
На днях группа депутатов от ЛДПР, КПРФ и «Справороссов» внесла в Думу проект закона о запрете бесплатного обучения в школах для детей мигрантов. Документ предполагает, что дети иностранных граждан должны учиться платно вне зависимости от возраста и класса. А другая группа депутатов от партии «Новые люди» направила запрос в Минпросвещения с предложением ограничить зачисление более одного ребенка-мигранта в один класс.