Зеленский поддержал предложение Трампа о проведении саммита США — РФ — Украина
Он прибудет в Вашингтон 18 августа. Американский президент подчеркнул, что Владимир Путин настаивает не на перемирии, а на всеобъемлющем соглашении. Эксперты отмечают, что США намерены позиционировать себя арбитром процесса
Читать на полной версииОбновлено в 19:35
Владимир Зеленский заявил, что поддерживает предложение Дональда Трампа о проведении трехстороннего саммита США — Россия — Украина. Он сообщил, что прибудет в Вашингтон 18 августа по приглашению американского президента.
По словам Зеленского, у него состоялся длительный телефонный разговор с Трампом. Сначала Зеленский разговаривал с ним один на один, а затем при участии европейских лидеров. «В общей сложности говорили более полутора часов, примерно час — с президентом Трампом», — сказал Зеленский.
По данным Axios, разговор Трампа и Зеленского «был непростым». Президент США сообщил, что Владимир Путин не заинтересован в простом прекращении огня, а настаивает на «всеобъемлющем соглашении» для завершения конфликта. Источник Axios цитирует Трампа: «Я считаю, что быстрая мирная сделка лучше, чем перемирие». Комментирует политолог-международник, эксперт клуба «Валдай» Андрей Кортунов:
— Мне кажется, что для романтиков, которые рассчитывали, что удастся договориться по всем вопросам сразу, это было разочарованием. Думаю, что, наверное, далеко не все надежды участников этого саммита оправдались, о чем свидетельствует сам формат и такое довольно скомканное завершение этого мероприятия. Но важно отметить: по итогам саммита все-таки сохранилась готовность обеих сторон к продолжению диалога, в том числе и по проблемам российско-украинского урегулирования. Американский президент заявил, что он не планирует в ближайшее время рассматривать вопрос о введении новых санкций в отношении России и ее партнеров. Также, судя по всему, уже буквально в самолете, перелетая из Аляски в Вашингтон, он связался с Зеленским и убеждал того проявить большую гибкость и уступчивость в предстоящих переговорах. В целом, хотя самые оптимистические ожидания, наверное, не оправдались, говорить, что саммит был неудачей, было бы неверно. Саммит в целом привел к тем результатам, на которые рассчитывали, наверное, в Москве, и он позволяет достаточно уверенно смотреть в будущее двусторонних отношений, по крайней мере, на данном этапе.
— Уже есть ответная реакция. Зеленский сказал, что готов встретиться в формате Россия — США — Украина.
— Мне кажется, что, наверное, европейские лидеры и украинский президент пытались здесь перехватить инициативу и убедить американского лидера, что Россия не готова к перемирию, что Россия недоговороспособна и что как раз встреча на Аляске показала, что надо усиливать давление на российскую сторону. Я думаю, что, скорее всего, в Брюсселе продолжается работа по 19-му пакету санкций. Он должен быть принят в сентябре уже этого года, так что здесь я думаю, что надежды перетянуть Трампа на свою сторону, возможно, и сохраняются, но, как показали последние часы, по всей видимости, эти надежды необоснованны. Трамп не поддается давлению, не готов ужесточать санкционную политику в отношении России, тут могут быть разные причины, но пока что можно сказать, что Трамп следует политике, которую он для себя определил уже несколько месяцев назад, но в тех рамках, которые позволили бы ему заявить, что урегулирование конфликта — это его личное достижение.
— Есть заявление стран НАТО, что Украина должна сама принимать решения относительно своей территории, а нынешняя линия соприкосновения должна стать отправной точкой для переговоров.
— Я думаю, что, скорее всего, позиция Киева, позиция Запада будет: давайте остановим боевые действия по текущей линии соприкосновения. При этом мы не будем признавать изменение юридического статуса территории, которая сейчас контролируется Россией. Максимум Украина может пообещать не пытаться вернуть эти территории с помощью военной силы. Здесь как раз, я думаю, и будут, наверное, одни из самых сложных переговоров, как зафиксировать новый статус этих территорий и как обеспечить устойчивость прекращения огня, поскольку есть опыт Минских соглашений, «Минска-2», и этот опыт нельзя считать особенно успешным в плане предотвращения вспышек боевых действий с перспективой их эскалации.
Дональд Трамп заявил, что примет Зеленского в понедельник, 18 августа, в Овальном кабинете. Об этом он написал в соцсетях. Американский президент отметил, что «есть общее согласие о том, что лучший способ завершить конфликт на Украине — мирное соглашение, а не просто перемирие» и если все пройдет удачно, то «будем договариваться о трехсторонней встрече с президентом России».
Перспективы этой встречи оценивает политолог-американист Малек Дудаков:
Президенты РФ и США 15 августа встретились на военной базе Элмендорф-Ричардсон в Анкоридже. Саммит продлился около трех часов. Предполагалось, что встреча будет идти шесть-семь часов и что за переговорами последует деловой ужин. Он в итоге был отменен. Путин и Трамп лишь вышли с короткими заявлениями к прессе, сообщив, что диалог был конструктивным и сторонам удалось достичь некоторых договоренностей.
Затем последовали комментарии американского президента о подготовке к встрече с Зеленским и о трехстороннем саммите. Зеленский, в свою очередь, призвал американского президента ужесточить санкции против России, если Владимир Путин начнет «уклоняться от трехсторонней встречи».
Тем временем ЕС и Великобритания выпустили совместное заявление. Позиция Брюсселя и Лондона такова: Украина должна получить «железобетонные гарантии безопасности», решения относительно своей территории должна принимать сама Украина, Россия не имеет никакого права вето на путь Украины в ЕС и НАТО, на вооруженные силы Украины не следует налагать никаких ограничений, ЕС продолжит усиливать санкционное давление на Россию. При этом лидеры ЕС готовы работать с Трампом и Зеленским над подготовкой трехстороннего саммита Россия — США — Украина.
Комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев:
— ЕС не хочет ссориться с Трампом и раздражать его, поэтому, в общем, его похвалили, с другой стороны, не хотят показывать, что они как-то сдвигают в какую-то сторону свою позицию в отношении России. Другое дело, что у Москвы нет, если мягко и дипломатично выражаться, никаких причин прислушиваться к позиции Европейского союза, что следует, что не следует делать, мешать или не мешать евроинтеграции Украины. Что касается новых санкций, то они их вводят и будут продолжать, другое дело, что какого-то политического эффекта от этих санкций, очевидно, не будет, хотя их не надо игнорировать с точки зрения ущерба экономике, но какого-то влияния на макроэкономическую стабильность и на политический курс России не будет. Поэтому, строго говоря, рычагов влияния на Москву у Европейского союза нет, ограниченные рычаги есть в отношении Киева, но гораздо больше рычагов у Соединенных Штатов Америки, которые львиную долю помощи поставляют Украине и в военном, и в финансовом плане, поэтому роль Европейского союза в дипломатии по украинскому вопросу второстепенна.
— Насколько может затянуться процесс?
— Он может затянуться надолго, и Россия может себе это позволить. Строго говоря, позиция Москвы в этом отношении довольно сильная, потому что, в общем-то, торопиться некуда, а положение на поле боя таково, что медленно ухудшаются позиции Украины, а не России. Поэтому на Россию никакие дедлайны не давят, и Москва может себе позволить вести свою дипломатию в том ритме, в котором она ей удобна.
Позже в субботу Зеленский заявил, что российская армия в ближайшие дни может попытаться активизировать наступательные действия «с целью создания более выгодных политических обстоятельств».
Владимир Путин в субботу провел в Кремле совещание по итогам российско-американских переговоров. Президент отметил, что визит на Аляску был своевременным и весьма полезным. Как сообщил источник ТАСС, России и США удалось решить на саммите многие вопросы, но они не будут о них «трубить раньше времени». Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сказал, что состоявшийся разговор Путина и Трампа позволяет дальше уверенно вместе идти по пути поиска вариантов урегулирования.