16+
Воскресенье, 14 декабря 2025
  • BRENT $ 61.22 / ₽ 4881
  • RTS1082.41
16 августа 2025, 08:29 Политика

Коробков: Трамп хочет развития отношений с Россией, видимо, это было его целью с самого начала

Трамп: пока нет смысла думать о дополнительных санкциях в отношении России

Лента новостей

Встреча Путина и Трампа на Аляске завершилась без сделки по Украине. Трамп заявил, что возможность достичь соглашения по Украине теперь зависит от Зеленского и европейских стран. Зеленский сказал, что готов к трехсторонней встрече с президентами США и РФ и что Трамп его позвал на переговоры в Вашингтон 18 августа

Президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп (слева направо на первом плане).
Президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп (слева направо на первом плане). Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Обновлено в 11:17

Президент США оценил прошедшие переговоры с Владимиром Путиным «на 10 из 10». Дональд Трамп отметил, что пока нет смысла думать о дополнительных санкциях в отношении РФ. «Посмотрим, что будет через две-три недели, но сегодняшняя встреча прошла хорошо», — сказал он.

Об этом он говорил в интервью Fox News сразу после саммита по пути в Вашингтон на борту самолета. На вопрос, шла ли на встрече с Владимиром Путиным речь об обмене территориями, передаче России каких-либо территорий и о гарантиях безопасности для Украины, не связанных с НАТО, Трамп ответил: «Да, это пункты, о которых мы вели переговоры и в целом достигли согласия». Президент США заявил, что Россия представила ему список из более чем тысячи украинских военнопленных, которых Киев должен согласиться принять.

Встреча президентов США и России на Аляске продлилась около трех часов. Разговор проходил в формате «три на три» при участии министров иностранных дел и советников. Рабочий обед с участием остальных членов делегаций был отменен. По итогам закрытых переговоров лидеры сделали короткое совместное заявление, пресс-конференция, несмотря на анонс, была отменена.

Президент РФ Владимир Путин поблагодарил Трампа за диалог и заверил его, что Россия заинтересована в долгосрочном урегулировании кризиса. Но, чтобы разрешить конфликт, нужно устранить его «первопричины». Москва согласна с тем, что безопасность Украины должна быть обеспечена, и готова работать над этим. Владимир Путин добавил, что во время переговоров на Аляске настрой на результат был у обеих сторон. Комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

Внешняя сторона, на мой взгляд, была очень впечатляюще неожиданной. Было ощущение, что, хотя встреча проходит в Соединенных Штатах, повестка, логика и содержание того, что обсуждается, диктуется российской стороной. Конечно, тот факт, что на пресс-конференции первым выступил Путин, — это удивительно, потому что, вообще, хозяин есть хозяин, он всегда излагает основные итоги, а потом уже дает слово гостю. Это, видимо, свидетельство, какого рода отношения сложились у этих двух джентльменов. Что касается содержания, мы о нем ничего не знаем и, видимо, не узнаем. Я так думаю, что эта модель, когда значимые фигуры стран ведут разговор между собой и до тех пор, пока не достигнут результата, они не вовлекают никого другого, будет сохраняться. Наверняка сейчас опять [будут] утечки и интерпретации, как это было до саммита. Но уже жизнь показала, что на это обращать внимание не нужно. Там очень много домыслов. Сам характер встречи, вероятно, показывает, что стороны в какой-то момент уперлись в некую неразрешимую проблему или количество проблем. Поэтому встреча была короткой относительно тех приготовлений, которые были, обедать не стали, при этом ни разрыва, ни скандала, ни негативного взаимного ощущения не продемонстрировано. Это не значит, что следующая встреча, о которой они публично объявили, произойдет скоро, но процесс будет продолжаться для российской стороны, учитывая, что ситуация на линии фронта, судя по всему, все-таки развивается в пользу России. Это дополнительная возможность получить еще больше аргументов для защиты своей позиции. Что касается отсутствия пресс-конференции, мне кажется, что это вообще немножко символическая вещь, когда информационная среда превратилась в нечто такое, что исключительно мешает дипломатии, а не помогает. Поэтому они доложили и разошлись. Это отличается от того, что было раньше, и от того, что завелось еще с 80-х годов, когда были саммиты советских и американских руководителей. Я бы сказал, что это примета времени: а прессе мы все сообщим, когда все уже будет решено. Наверное, произошло какое-то осознание, что на данный момент есть ряд неразрешимых вопросов. Отсутствие, как говорит Трамп, сделки — это и есть свидетельство. Но, учитывая крайнюю сложность вопроса и, как мне кажется, заведомую нереалистичность информационно-спекулятивного наката, который был перед встречей со стороны прежде всего западных политиков, средств массовой информации, что надо решить сейчас или никогда, немедленно прекратить огонь, обмен территориями, — мне это с самого начала казалось как минимум нереалистичным, а возможно, сознательно вводящим в заблуждение. Так не может быть, потому что, учитывая всю сложность коллизии и глубину, остроту, взять и разменяться один раз невозможно. Если бы они это попытались сделать, допустим, под нажимом Трампа, думаю, что это кончилось бы еще быстрее. Но, поскольку все-таки, видимо, поняли, что так не получится, значит, будет продолжаться работа, и военный фактор будет играть немаловажную роль.

— Как можно оценить интервью Трампа Fox News?

— Трамп в интервью Fox News не сказал ничего нового, что не вытекало бы из того, что мы увидели на пресс-конференции. Мне кажется, Трамп свой обычный гонор, с которым он все говорит и обо всем высказывается, немножко умерил, был для себя довольно осторожен. Понимает, что все чрезвычайно сложно, чрезвычайно зыбко, но не хочет делать чего-то, что может разрушить этот складывающийся баланс, помогающий вести разговор.

Дональд Трамп заявил, что удалось согласовать «многие пункты» украинской проблематики, но по ряду вопросов все еще нет договоренностей. Как выразился глава Белого дома, «если сделки нет, то сделки нет». По мнению Трампа, Путин заинтересован в прекращении конфликта на Украине в той же степени, что и он сам.

Затем президенты пожали друг другу руки и покинули помещение, не ответив на вопросы журналистов. Комментирует профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:

— Это было заложено в самом символизме проведения встречи на Аляске, то есть в Тихоокеанском бассейне, Трамп четко говорит о том, что для него разрешение украинского кризиса является не самоцелью всего, а лишь путем для перенесения стратегического интереса с Европы на Тихоокеанский бассейн, формирования системы сдерживания против Китая, поиска компромиссов с основными игроками в этом регионе, включая Россию. Это, естественно, ведет к очень жесткому разочарованию со стороны как Украины, так и европейских партнеров США по НАТО. Ясно, что Трамп уделял приоритетное значение во время этой встречи вопросам двустороннего сотрудничества. Уделял первостепенное значение не европейским регионам, и прежде всего, конечно, Евразии. Думаю, что были достигнуты договоренности о создании рабочих групп. В центре внимания новый потенциальный договор о ядерном оружии, о сотрудничестве в Арктике, попытки США как-то перенаправить Россию в свое русло и воспрепятствовать формированию прочного альянса между Китаем и Россией, целый ряд других вопросов о ресурсах обеих стран и о работе по редкоземельным элементам. Все это говорит о том, что Трамп все менее заинтересован в Европе. Это вызовет глубочайшее разочарование как Зеленского, так и европейских лидеров.

— В интервью после встречи Трамп оценил беседу с Путиным на 10 из 10 и на вопрос журналиста о том, что он мог бы посоветовать Зеленскому, Трамп сказал: заключить сделку, Россия могучая страна, а они нет. Это можно оценивать как успех для Москвы?

— Тут нет ничего нового, Трамп открыто говорил об этом еще во время февральской встречи с Зеленским в Овальном кабинете. Но, видимо, сейчас давление на Украину усилится, чтобы был достигнут компромисс, который требует серьезных уступок со стороны Украины, что не устраивает ни ее, ни европейских членов НАТО. Но, видимо, Трамп как раз твердо настроен дать им понять, что он единственный, кто принимает решения, им надо принять то, что он решил, нравится им это или нет.

— Трамп заявил, что не планирует вводить санкции против России, так как встреча с Путиным прошла хорошо. Хотим понять, что предположить по санкциям, потому что и о снятии ранее введенных санкций нет информации.

— Санкции, о которых Трамп говорил до этого, были нереалистичны по ряду причин. Они были объявлены Трампом как тактический маневр, с тем чтобы утопить инициативу сената, которая была гораздо более жесткая. Трамп мог бы ввести иные санкции, не те, о которых он говорил. Санкции против российского импорта в США и вторичных российских потребителей, прежде всего энергоносителей, поскольку они бы били по Китаю, Индии, привели бы к открытой политической, экономической войне с этими странами. Он мог бы ввести иные санкции, включая удары по российскому финансовому, банковскому сектору, дополнительные удары по теневому флоту и по портам, обслуживающим теневой флот. Но ясно, что он в этом не заинтересован. Он, наоборот, хочет, во-первых, нормализации, во-вторых, развития отношений с Россией. И, видимо, это было его целью с самого начала. А уже обещание достичь результатов по Украине — это было тактическим маневром, чтобы успокоить европейцев. Я не удивлюсь, если начнется давление на Зеленского с тем, чтобы он принял невыгодные, с его точки зрения, условия, и это может включать потенциальные санкции прежде всего личного порядка. Мы видели, что уже был послан такой демонстративный пробный шар со скандалом вокруг антикоррупционного комитета и прокуратуры. И вполне возможно, что начнется уже открытое давление как на Зеленского, так и на высшие эшелоны его окружения с тем, чтобы они приняли правильное, с точки зрения Трампа, решение. Ближайшие недели покажут. Мы знаем, что и настрой Трампа, и его оценки событий, в которых он участвовал, часто радикально меняются. Никакой стабильности ожидать не приходится.

— Как дальше будет развиваться ситуация, с вашей точки зрения?

— Скорее всего, объявят о формировании рабочих групп. Мы знаем, что, хотя на Аляску приезжали министры силового и экономического блока с обеих сторон, они не встретились. И, скорее всего, была договоренность о том, что они будут встречаться в рабочем порядке, но пока можно только предполагать, что что-то такое произойдет.

Трамп довольно четко обозначил, что договоренность по Украине теперь зависит от Зеленского.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию