В России наблюдается снижение спроса на китайские автомобили
По данным «Автостат Инфо», с января по июль реализовано около 330 тысяч машин. Это почти на треть меньше, чем по итогам первых семи месяцев 2024 года. В чем причины снижения спроса?
Читать на полной версииОбновлено в 16:36
В России наблюдается снижение спроса на автомобили китайских брендов. По данным «Автостат Инфо», с января по июль реализовано около 330 тысяч машин, что почти на треть меньше, чем по итогам первых семи месяцев 2024 года. В процентном отношении падение Haval составило 22%, Chery — 6%, Geely — 37%, Changan — 31%. Продажи Exeed рухнули на 40%, а Omoda — почти на 50%. Говорит автоэксперт Артем Бобцов:
Компания E.N. Cars — один из крупнейших импортеров автомобилей из Китая по параллельному импорту. Основатель E.N. Cars Евгений Забелин говорит, что в их сегменте такого провала продаж нет:
— У нас не ощущается спада продаж. В этом инфоповоде речь все-таки про официальные продажи. В официальных продажах падение катастрофическое.
— А вас это не касается. Почему?
— Здесь очень много факторов. Первое — это цена, потому что по параллельному импорту автомобиль ввозится непосредственно на физическое лицо. И как минимум дешевле на коммерческий утилизационный сбор, то есть это на самые популярные машины сейчас 667 тысяч рублей. Плюс наценки дилеров, дистрибьюторов. Плюс китайцы по официальным каналам в Россию хотят продавать свои машины по оверпрайсу. Во-вторых, есть проблема, что в Китае сейчас новый тренд, и обновление модельного ряда происходит очень-очень быстро. Официальным путем к нам попадают уже, по сути, машины устаревшего прошлого, а иногда и позапрошлого поколения, а по параллельному импорту человек может купить актуальную новинку. Почему к дилерам попадают всегда устаревшие машины? Здесь проблемы в сертификации. То есть ОТТС — это документ, который дилеру необходимо получить для продажи нового автомобиля. Процедура получения на одну машину занимает до года, а за это время, пока оформляется ОТТС, китайцы уже выпускают два или три рестайлинга.
— У вас вообще не изменился спрос или на что-то сейчас, наоборот, может быть, вырос?
— Планка примерно ровная, но спрос немного растет с момента старта новинок. В мае вышел рестайлинг у автомобилей Lixiang, и спрос на них резко вырос.
— А с ценами что сейчас происходит?
— Все колебания происходят исключительно кратно курса рубля, поэтому относительно прошлого года сейчас цены выгоднее. И опять-таки еще одна причина, почему у официальных дилеров дороже. В прошлом году перед повышением утилизационного сбора забили все склады, а курс юаня тогда был около 14 рублей, сейчас курс юаня — около 11 рублей. У большинства дилеров все еще стоят прошлогодние машины, у многих еще даже 2023 года выпуска.
— Какие самые ходовые марки?
— Про параллельный импорт — Lixiang, Zeekr. По параллельному импорту, допустим, цены на L6, эти самые популярные машины, начинаются от 4,5 млн рублей. При этом надо понимать, что машины такого оснащения, такого качества официальными путями [скорее всего не поставляются].
Падение продаж началось еще в четвертом квартале прошлого года. Но в июне и июле уже наблюдается рост. Причем по всей линейке продаваемых машин, говорит Сергей Вайнер, директор по развитию компании «Автополе». Компания является официальным дилером, машины закупает исключительно у дистрибьюторов:
— У нас рост по всем маркам, у кого-то побольше, у кого-то поменьше. К слову говоря, в сегменте корпоративных продаж не было такого серьезного спада, как в рознице. В июне, в июле в корпоративных продажах все стабильно, а розница потихонечку отрастает с июня. Нет откровенных лидеров по ценовым предложениям для клиентов. За эти чуть больше полугода основные игроки уже изучили друг друга, научились более-менее реагировать на решения, действия конкурентов, и если брать отдельные ценовые сегменты, то все предложения для клиентов плюс минус сравнимы друг с другом. У всех есть конкурентные кредитные предложения, сейчас начинает оживать сегмент продажи в кредит, и у большинства есть очень-очень выгодные рассрочки. Ощутимо снизился размер первоначального взноса, требуемого для выгодных рассрочек, включая бесплатные. Если считать год к году, конечно же, спад продолжается, но начиная с июля процент падения начинает снижаться за счет роста в июне и в июле.
— Какой у вас ценовой сегмент китайских авто?
— Все, что китайский автопром представляет в России, у нас сегмент от минимальных до максимальных. Если говорить о стартовых сегментах, 1,6-1,7 млн рублей — по ощущениям, начинается с этой цены, и дальше в сторону 10 млн рублей, побольше чуть-чуть. Поэтому у нас очень широкий сегмент, все плюс-минус растет.
Российский авторынок в июле поднялся с 15-го на 11-е место в мировом рейтинге продаж новых машин.