Комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила проект Минздрава, который предполагает, что все бюджетные места по программам высшего медицинского образования будут целевыми. Кроме того, Минздрав предложил обязать обучающихся по целевому направлению медиков платить компенсацию в трехкратном размере за отказ от отработки. В компенсацию входит сама сумма, затраченная на подготовку специалиста, а также штраф в двукратном размере. Эти же условия предлагается ввести и для учащихся медицинских колледжей. Почему родилась такая инициатива?

Мотив действий чиновников от медицины вполне понятен: в России не хватает медиков. На начало текущего года дефицит составил более 23,3 тысячи врачей и еще 63,5 тысячи специалистов среднего медперсонала. Сокращение началось во время пандемии, с 2023 года пошло восстановление численности, позволившее вернуться к допандемийному уровню. Но это все равно меньше, чем нужно. Дефицит настолько острый, что врачебную помощь разрешили оказывать фельдшерам. Ранее Минздрав уже выступал с инициативой ввести трехлетнюю отработку для медиков, обучавшихся на бюджете.

Теперь предлагается всех студентов-бюджетников медвузов перевести на целевое обучение по договору с конкретным заказчиком. А если заказчик не исполнит потом обязательство по трудоустройству или расторгнет договор в одностороннем порядке, то он также заплатит в бюджет штраф. Три года выпускник должен будет отработать в той организации, которая указана в договоре, или в той, что участвует в программе государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи. То есть это могут быть и частные клиники, поскольку они все чаще подключаются к программе оказания медпомощи по ОМС.

Тут вопрос в том, как будет производиться выбор между учреждением — заказчиком целевика и другими учреждениями. Выпускник вроде сам будет выбирать регион работы и конкретную медорганизацию. Минздрав же будет самостоятельно устанавливать максимальное число студентов-медиков для приема на программы ординатуры. В чем некоторые могут заподозрить опасность искусственного занижения числа мест в ординатуре, готовящей квалифицированных врачей по узким специальностям, ради покрытия текущего дефицита медиков более низкой квалификации.

Обучение медиков занимает от четырех до шести лет на уровне специалитета в вузе, с последующим двухлетним обучением в ординатуре для узких специальностей, то есть шесть-восемь лет для врача. Как можно за шесть и тем более восемь лет точно знать потребность в кадрах в том или ином лечебном учреждении, чтобы заключить контракт на целевое обучение? Ответ на этот вопрос даст практика. Исходя из средней стоимости бюджетного обучения медика — чуть более 200 тысяч в год, в случае нарушения контракта придется выложить приличную сумму неустойки — в районе 3 млн рублей.

И есть риск, что столь жесткие условия «обязаловки» могут испугать потенциальных абитуриентов-медиков. Ранее проводившиеся опросы врачей на тему обязательной отработки в три года выявили скорее негативную реакцию: до двух третей врачей высказывались против, а до трети абитуриентов, планировавших пойти учиться в медвуз, сказали, что откажутся от этой затеи на таких условиях.

Эти настроения не обязательно трансформируются в аналогичные цифры. Тут скорее срабатывает психологический момент: многим людям неприятен сам принцип «обязаловки» и «отработки». Хотя, казалось бы, зачем идти учиться на врача, если не собираешься потом работать по специальности. Просто само понятие «специальность» тут размыто. Многие не идут с медицинским дипломом в скорую помощь с ее жестким графиком работы и невысокими зарплатами, не идут и в государственную больницу, где тяжело, где кровь и смерть — и это конвейер. Идут в пищевую промышленность, в фармацевтику, «околомедицинские» структуры, напрямую не связанные с врачебной практикой, стараются попасть в частные клиники, где намного выше зарплата и так далее. Само понятие «государственная медицина» ассоциируется с низкой зарплатой, полной стресса работой и большими переработками. Именно поэтому около 35% выпускников с высшим медобразованием и 40% выпускников со средним медобразованием после получения диплома на бюджетном отделении не идут работать в государственную и муниципальную систему здравоохранения.

Даже среди тех, кто обучается по целевым программам (и за счет конкретных медучреждений), лишь треть потом возвращаются туда работать после медвуза, предпочитая «откупаться» начиная с первых курсов. Это весьма необычная для других стран практика, где люди просто не станут учиться по шесть-восемь лет по не самой простой специальности, чтобы потом по ней не работать. Более того, отработка в роли практикующего врача считалась бы во многих странах неплохим стартом для будущей карьеры.

Но ведь и зарплата российских медиков — не чета доходам коллег в более благополучных странах. Хотя в последние годы средняя зарплата врачей растет — до 123 тысяч рублей в прошлом году, а для среднего медперсонала — до 61 тысячи рублей. Но это именно «средняя по больнице». Статистики по медианной зарплате медработников нет, а она как раз полнее бы отражала в том числе большой разрыв между руководителями и подчиненными. Рядовые медики, особенно в регионах и начинающие, имеют оклады — хорошо если 40-50 тысяч. И если врач в Ямало-Ненецком АО в среднем получает 158 тысяч рублей, в Москве — 145 тысяч, то в Волгограде, Воронеже и Самаре — около 65 тысяч, в Екатеринбурге и Казани — около 50 тысяч. Это, повторим, в среднем, вместе с начальниками и прочими менеджерами от медицины. Так что наряду с обязательной отработкой стоило бы подумать и о повышении зарплат работникам медицины. Потому что дешево хорошо не бывает. Тем более по принуждению.