Чем больший вес набирают различные агрегаторы недвижимости, чем активнее нейросети и искусственный интеллект входят в нашу жизнь, тем жестче становятся разговоры о скорой смерти риелторского бизнеса, по крайней мере, на рынке жилья массового спроса. Однако если это и произойдет, то точно не сейчас. Потому что сейчас подбор подходящего недвижимого варианта, ведение переговоров, просмотры и показы объектов, согласование условий сделки и ряд других важных задач россияне предпочитают делегировать посредникам, то есть риелторам. Таковы результаты исследования, которое ВЦИОМ провел по заказу консалтинговой группы Erga Nova.

«Для оценки преимуществ и барьеров работы с риелторами был изучен клиентский опыт россиян, которые пользовались риелторскими услугами в последние три года. Согласно полученным результатам, наиболее распространенный сценарий работы со специалистами по недвижимости — разовые обращения, к которым за рассматриваемый период прибегали шесть из десяти опрошенных», — рассказывают эксперты ВЦИОМ. Для сравнения: дважды помощью риелторов пользовались лишь 30% респондентов, трижды — 7%, четырежды и более — только 3%. Из этого можно сделать вывод о том, что в России три года — откровенно маленький срок для интенсивных операций с недвижимостью.

Впрочем, что там три года! По данным опроса, который «Комсомольская правда» провела в октябре 2024 года (на фоне прозвучавшего тогда в Госдуме предложения освободить россиян от уплаты НДФЛ при продаже любой квартиры после трех лет владения, а не после пяти, как сейчас), 31% россиян всю жизнь живут в одном и том же доме, а 55% переезжали всего один или два раза: в молодости съехали от родителей, позже некоторые купили квартиру побольше, когда семья выросла, некоторые перебрались в другой город ради карьерных перспектив. 6% признались, что вообще еще никуда не переезжали, но планируют, еще 6% — что переезжают постоянно, но это потому, что жилье у них съемное, и только 2% заявили, что с легкостью продают и покупают недвижимость, порой неплохо на этом зарабатывая.

Российский рынок риелторских услуг в большей степени ориентирован на сопровождение сделок купли-продажи, чем сделок по аренде недвижимости, — еще один вывод, к которому пришли эксперты ВЦИОМ. При этом спрос на услуги относительно сбалансирован между покупкой и продажей: каждый второй опрошенный при работе с риелтором выступал в качестве покупателя, примерно столько же — в роли продавца недвижимости (49% и 43% соответственно).

Интересно, что две трети (65%) подписывали со своим риелтором (или риелторским агентством) официальный договор, 28% обошлись устными договоренностями, а 7% сказали, что иногда подписывали, иногда нет. При этом в топ-10 наиболее важных аспектов работы риелтора возможность заключить этот самый официальный договор занимает последнее, десятое место (значимость этого пункта отметили 75% участников опроса). Зато 97% заявили, что риелтор должен быть внимательным к потребностям и пожеланиям клиента, а 95% — что он должен иметь возможность провести юридическую проверку самого объекта и всех сторон сделки. Также для 94% особое значение имеет уровень цен на риелторские услуги и для 92% — прозрачность расчета стоимости работ.

Кстати, о ценах. ВЦИОМ спросил: «Сейчас средние цены на услуги риелтора составляют 2,5% от цены сделки в случае купли-продажи квартиры, 3,5-4% — в случае купли-продажи загородной недвижимости, 55% от арендной платы за первый месяц в случае сделки по аренде. Как вы считаете, такие цены…» Высокие — безапелляционно ответили 62% респондентов, умеренные — признал 31%, ответ «низкие» не получил ни одного голоса. Собственно, 39% участников опроса отметили, что недетские расценки — главная трудность, с которой они столкнулись в ходе своего взаимодействия с риелторским рынком.

Но, как бы там ни было, в целом на пятерку («полностью удовлетворен») работу своих риелторов оценили 46% респондентов. Еще 25% поставили им твердую четверку. А совсем неудовлетворенных оказалось только 7%.