«Белый список» интернет-сервисов должен быть одинаковым для всех мобильных операторов. Об этом заявил первый замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. По его словам, это позиция Минцифры и «белый список» сервисов, работающих во время отключений мобильного интернета, будет пополняться. Между тем в регионах, где сложнее всего со связью, эти ресурсы работают не всегда.

Сейчас в «белый список» сервисов, которые должны работать всегда и везде во время любых ограничений, входит пара десятков ресурсов, в том числе банки, соцсети, маркетплейсы, онлайн-карты, сайты мобильных операторов и «Госуслуги». На практике оказывается, что во время ограничений критически важные сервисы работают не всегда.
Своим опытом делится сотрудник Бизнес ФМ Вера Сапрыкина:

Вера Сапрыкина сотрудник Бизнес ФМ «О том, что во Владимирской области нет мобильного интернета, мы узнали уже на вокзале, на месте. Потом уже местные нам рассказали, что у них отключения начались еще в августе. Причем, когда мы узнали, что интернета нет, я к этому моменту уже успела заказать такси. Мы у таксиста спросили: а как вот мы такси заказали? Он говорит — вот, такси стало работать. И мы вспомнили, что была новость: в начале недели публиковали списки сервисов, которые должны работать во время отключений мобильного интернета, среди них были такси, карты, банки. Карты действительно у нас прекрасно работали. А вот банки (я специально проверяла) — ни «Сбер», ни «Тинькофф» у меня не работали. Денег я перевести не могла. Мы ходили на экскурсию, где экскурсовод просил принести ему наличные. Многие пропустили этот момент и бегали до ближайшего кафе, подключались к Wi-Fi, чтобы перевести ему деньги за экскурсию. Хорошо и прекрасно было то, что, в отличие от некоторых других регионов, как мне рассказывали (ситуация в Туле, например), хотя бы работали мобильные терминалы».

Российские регионы уже несколько месяцев живут с ограничениями мобильного интернета и геолокации. Меры против украинских беспилотников влияют на многие привычные операции нашей обыденной жизни — начиная от невозможности вызова такси и заканчивая снятием денег с банкомата и оплатой картами в магазинах. Самые серьезные ограничения отмечались во Владимире, Йошкар-Оле, Туле, Казани, Нижнем Новгороде.

Люди снова вспомнили, что такое обычные звонки и наличка, говорит жительница Тулы Екатерина:

«Критичной ситуация выглядела, когда только ограничения начались, тем более что это решение было принято резко и неожиданно. Тогда очень многие столкнулись с проблемами чисто бытовыми: не вызвать такси, не забрать товар из маркетплейса. Многие магазины тоже не могли работать, кроме как по наличке. Соответственно, бизнес терял прибыль. Но потом все начали адаптироваться: приложения маркетплейсов с автоматической загрузкой даже без интернета именно QR-кодов, магазины начали проводить проводной интернет. В Туле, допустим, городская администрация раздает Wi-Fi на остановках. Я сейчас попробую посмотреть, к сожалению, не все пока что приложения работают из «белого списка», который обозначен. Неплохо работают сервисы «Яндекса», банки пока не прогружаются, к сожалению. Загружается еще VK».

А вот проблемы с GPS формально никак к ограничениям мобильного интернета и «белым спискам» сервисов не относятся. Да, некоторые онлайн-карты входят в перечень обязательно доступных ресурсов, однако без нормально работающей геолокации они бесполезны.

Глобально решить проблему GPS так, как это пытаются сделать с мобильным интернетом, не получится, говорит гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:

Денис Кусков генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily «Проблемы GPS-сигнала и блокировки интернета — это одного поля ягоды, но различные. GPS отключают там, где есть какие-то стратегические объекты. Это может быть Кремль, это может быть нефтеперерабатывающий завод, как в Ярославле, или порт в Усть-Луге в Ленинградской области. С точки зрения блокировок здесь ситуация несколько иная. GPS может не работать всегда сейчас, да, к примеру, в центре города, а интернет быть. Проблемы GPS решить тяжело, от этого и возникают проблемы у множества служб: курьеры, такси. Рекомендую скачать офлайн-карту того региона, где вы находитесь, и опять же использовать для построения маршрутов либо каких-то других сервисов уже вот в таком офлайн-формате».

В некоторых сервисах GPS уже встроен, например в приложениях такси. Пользоваться ими все равно можно, но придется указывать адрес стартовой точки вручную. Можно скачать и офлайн-карты — но отслеживать свои передвижения придется исключительно по адресам и ориентирам.