Фото: Bettmann, 1820/Public Domain

По милости Цезаря   Самые известные в античности киликийские пираты базировались на побережье нынешней Турции. И однажды им даже удалось захватить 25-летнего Юлия Цезаря. Цезарь в плену вел себя как патриций и учил пиратов жизни. Назначил вместо оскорбительного для себя выкупа в 20 талантов сумму в два с половиной раза больше — сегодня это было бы около миллиона долларов. Освободившись, Цезарь вернулся к киликийцам с войском и распял всех обидчиков, повелев их предварительно заколоть (из милости). Чуть позже с пиратами Средиземного моря буквально за три месяца практически покончил римский консул Гней Помпей, собрав против них огромную эскадру. Но по-настоящему безопасным мореходство в Средиземном море стало только после окончания гражданских войн в Древнем Риме. И то ненадолго.

Фото: Лубок Николауса Зауэра, 1701/Public Domain

Виталийские братья   В конце XIV века датская королева Маргрета взяла в плен шведского короля и целеустремленно шла к тому, чтобы объединить под своей властью всю Скандинавию. Но ей не подчинились немецкий гарнизон Стокгольма и горожане-немцы. Они открыли гавань шведской столицы для всех противников Датского королевства. В Стокгольм хлынули пираты. Виталийские братья, или витальеры, как они сами себя называли, вскоре стали грабить все суда, проходящие возле шведских берегов. Стокгольмский конфликт в итоге был урегулирован с помощью ганзейских купцов, но и после этого виталийские братья не угомонились. Их лидер Клаус Штертебекер был схвачен и казнен в 1401 году, а витальеры еще полвека напоминали о себе в разных районах Балтики боевым кличем «Друзья Господа и враги всем остальным».

Фото: «Ушкуйники. Новгородская вольница». Картина С. М. Зейденберга/Public Domain

Новгородские «медведи»   Новгородских пиратов, которые промышляли в основном на реках, называли ушкуйниками. Впервые это слово упоминается в летописи 1360 года. Ушкуй — это плоскодонное речное судно на 30 человек длиной 12-14 метров с парусом и веслами. Нередко нос ладьи украшали медвежьей головой, отсюда и название: с одного из северных наречий ушкуй переводится как «медведь». Вооруженные дружины из вольных людей для ушкуев специально снаряжались новгородскими купцами и боярами, чтобы в первую очередь вести торговый промысел, но при этом не упускать возможность ограбить проходящее судно или совершить набег на прибрежное поселение. По Северной Двине ушкуйники доходили до Белого моря, по Неве — до Балтики, а по Волге — до Астрахани. Историки утверждают, что наведывались они и в Скандинавию.

Фото: ФотоИнтеллект/Фотобанк Лори

Флибустьеры в законе   Флибустьерами в XVII веке называли морских разбойников, которые грабили испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «вольный добытчик». Флибустьер почти всегда был снабжен разрешительной грамотой — «комиссией». В ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать ее обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских колоний нередко за деньги выдавали такие бумаги любому капитану, пожелавшему обзавестись «комиссией». На Гаити флибустьеры отдавали французскому губернатору 10% добычи. Английские власти на Ямайке в те же годы получали от своих официальных пиратов одну десятую долю трофеев в свою пользу и одну пятнадцатую — в пользу короля. В широком смысле термины флибустьер, корсар, капер и приватир равнозначны — все это формы частично легализованного пиратства.

Фото: «Атака французского корабля берберскими пиратами». Аарт ван Антум (1615)/Public Domain

Победы берберов   Берберийские корсары выходили на промысел к берегам Испании и Италии из североафриканских портов начиная с XVI века. Позже они доходили даже до Исландии. Охотились берберы по большей части на суда христианских держав. За несколько веков они захватили и продали в рабство более миллиона европейцев. А самым известным берберийским корсаром считают Хайреддина Барбароссу. Он воевал с Испанией за контроль над побережьем Северной Африки, в 1518 году стал правителем Алжира, а признав верховную власть правителя Османской империи, — еще и османским адмиралом. Одержал множество побед и похоронен в Стамбуле. Османские боевые корабли, выходя из залива Золотой Рог, несколько веков отдавали салют перед мавзолеем Хайреддина в честь величайшего османского флотоводца. Традиция была возрождена в 2019 году.

Фото: The Library of Congress/Public Domain

Жесткие меры   Среди пиратов было немало головорезов. Но встречались и откровенные отморозки. Француз Франсуа Л’Олоннэ всегда подчистую вырезал экипажи взятых на абордаж кораблей. А торговцы, увидев на горизонте флаг Л`Олоннэ, предпочитали топить свои суда и бросаться в море, лишь бы не попасть в руки к бандиту. Однако большинство пиратов обходились малой кровью. Англичанин Томас Тью в 1693 году атаковал в Красном море торговый корабль, который шел в Европу из Индии. Практически без боя ему сдались около 300 вооруженных наемников. Добыча оказалась рекордной — в пересчете на современный курс она бы составила 20 миллионов фунтов стерлингов, из них доля капитана — полтора миллиона. Год спустя, преследуя очередной торговый караван, Томас Тью, был убит прямым попаданием пушечного ядра.

Фото: Анна Кривицкая/Фотобанк Лори

Республика свободы   Свободная пиратская колония Либерталия на стыке XVII и XVIII веков будто бы находилась на Мадагаскаре. В ней действовала прямая демократия. Флаг колонии, в отличие от «Веселого Роджера», был белого цвета, а девизом непризнанного государства стала фраза «За Бога и свободу». Описал эту республику в книге «Всеобщая история пиратов» некий капитан Чарльз Джонсон. Предполагают, что под этим именем мог скрываться автор «Робинзона Крузо» Даниэль Дефо. Сегодня эксперты относят «Историю пиратов» скорее к фикшен-литературе. Никаких следов былой пиратской республики на Мадагаскаре не обнаружено. На острове действительно иногда появлялись пираты и порой задерживались для починки судов и пополнения провианта. Но власти Мадагаскара настолько регулярно разоряли их базы, что появление там квазигосударства наподобие Либерталии вызывает большие сомнения.

Фото: «Генри Эвери, сопровождаемый рабом». Гравюра XVIII века/Public Domain

Причуда корсара  Республикой пиратов называют самопровозглашенное государство на Багамских островах, которое существовало в начале XVIII века. Создал республику корсар Генри Эвери, который прибыл на Багамы на своем знаменитом корабле Fancy («Причуда»), спасаясь от погони после удачного грабежа богатейшего морского каравана Великих Моголов. Голова Эвери была оценена Лондоном в колоссальные по тем временам 500 фунтов стерлингов. Еще столько же пообещал падишах Великих Моголов. Но за огромную взятку губернатор Багам разрешил корсару заходить на острова и уходить с них в любое время. Вскоре гавань Нассау стала главной базой английских пиратов. В 1717 году король Великобритании Георг Первый назначил губернатором Багамских островов капера Вудса Роджерса и издал указ о помиловании любого пирата, который явится с повинной.

Фото: «Капитан Уильям Дампир». Портрет Томаса Мюррея/Public Domain

Череда неудач   Одним из самых неудачливых капитанов-каперов в истории считают англичанина Уильяма Дампира, жившего в XVII веке. И это несмотря на то, что он стал первым человеком, совершившим три кругосветных путешествия, написал несколько книг, посвященных ветрам и течениям, и был принят в Британское королевское общество. Первая его кругосветка продлилась 12 лет. Дампир участвовал в набегах на испанские колонии в Америке, но трофеев на родину не привез. Во второй экспедиции потерял свой корабль, а по возвращении проиграл суд первому помощнику, которого во время плавания за несговорчивость высадил в Бразилии. В итоге Уильям получил штраф и запрет на службу в Королевском флоте. И только из третьей кругосветки новый корабль Дампира вернулся с богатой добычей, но до ее дележа капер не дожил. Вся капитанская доля ушла на оплату его немалых долгов.

Фото: «Госпожа Чжэн». Рисунок из History of Pirates of all Nations/Public Domain

Могущественная леди   Женщин на пиратские корабли, как правило, не допускали. Но исключения случались, когда речь шла о харизматичных леди-капитанах с непререкаемым авторитетом. Могущественная пиратка Чжен Ши унаследовала это ремесло от своего мужа, и в 1807 году возглавила пиратскую конфедерацию в Южно-Китайском море. В нее входило около 400 боевых кораблей. После смерти мужа Чжен Ши вышла за его приемного сына, и вместе они держали в страхе и огромную акваторию, и ее побережья. Но потом неожиданно сдались властям. Чжен Ши взяли на государственную службу, команда была помилована, мало того, каждого бывшего пирата одарили мясом, вином и деньгами. А сама Чжен Ши, оставив море, получила землю в Гуанчжоу, где до самой смерти управляла успешным игорным бизнесом.

Фото: Anastasy Yarmolovich/Фотобанк Лори

Как все было устроено?   Типичная пиратская команда — это гремучая смесь беглых и бывших каторжников и рабов, разбавленная некоторым количеством профессиональных моряков. В пиратском управлении существовала система сдержек и противовесов. Если корабль переходил к пиратству из торгового или военного флота — команда утверждала назначение капитана. Также избирался казначей. Еще одним звеном пиратской администрации был общий совет, который даже мог снять с должности капитана. Многие пиратские команды жили в соответствии со специальными хартиями (сводами законов). В начале XIX века пиратский капитан мог выручить за один удачный рейд несколько тысяч долларов — в сегодняшних ценах это больше миллиона. После золота и монет самой важной добычей пираты считали мыло, одежду и посуду. Ценились корабельные принадлежности и инструменты. Трофеями первой необходимости были также продукты и напитки. Отдельной радостью становилось захваченное оружие и боеприпасы. Драгоценными камнями пираты тоже не брезговали, но не всегда понимали их стоимость, зато знали о трудностях со сбытом.

Фото: «Захват пирата Чёрная Борода», 1718, Жан Леон Жером Феррис/Public Domain

Как наказывали?  С захваченными пиратами правосудие обычно не церемонилось. Большинство осужденных властями морских разбойников в короткие сроки заканчивали жизнь на виселицах. Публичные казни в те века были в том числе и формой развлечения. В Англии большая часть экзекуций проходила в так называемом Доке казней на Темзе в Лондоне. Там же потом тела подвешивали на высоких столбах, чтобы они оставались на виду и во время прилива. А, например, голову убитого в бою знаменитого пирата Эдварда Тича по прозвищу Черная Борода британские власти Америки насадили на столб в устье реки Саскуэханна как предупреждение другим пиратам и приветствие проходящим судам. Сами пираты практиковали высаживание провинившихся на необитаемые острова. Эта мера применялась как наказание за трусость, воровство у своих или несанкционированное убийство.