ВДНХ до конца 2025 года могут внести в перечень кандидатов на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Речь идет об исторической части выставочного комплекса, которая насчитывает 49 объектов культурного наследия, в том числе монумент «Рабочий и колхозница», фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок», исторические павильоны «Земледелие», «Космос» и другие.

После многолетней реставрации многих объектов звучала критика в адрес реставраторов об использовании дешевых материалов, которые исказили первоначальный облик некоторых объектов, например фонтана «Дружба народов».

Обязывает ли статус ЮНЕСКО проводить более жесткий отбор подрядчиков для всех проводимых внутри пространства работ и ограничивает ли последующий девелопмент ВДНХ? Рассказывает замдиректора, руководитель отдела Всемирного наследия и международного сотрудничества, вице-президент НК ИКОМОС Надежда Филатова, инициатор внесения ВДНХ в кандидаты списка ЮНЕСКО:

Надежда Филатова замдиректора, руководитель отдела Всемирного наследия и международного сотрудничества, вице-президент НК ИКОМОС «Безусловно, когда объект вносится в список, он вносится в том состоянии, в котором он находится на момент внесения, в дальнейшем любые работы на территории объекта должны проходить определенную процедуру, должна быть выполнена оценка их воздействия на выдающуюся универсальную ценность объекта и предоставлена в центр Всемирного наследия. В большинстве случаев претензий не возникает. Что касается ВДНХ, речь идет не обо всем комплексе, речь идет исключительно об исторической, наиболее целостно и хорошо сохранившейся части. Это исторические павильоны вдоль центральной оси. Они и так сейчас защищены российским законодательством. Поскольку наш институт является ведущей научно-исследовательской организацией, которая занимается вопросами всемирного наследия, у нас есть определенное государственное задание, в рамках которого мы готовим какие-то объекты, информацию по объектам, материалы по объектам для внесения в Список Всемирного наследия. В прошлом году у нас образовался свободный слот, и по решению министерства культуры и Российской академии наук этот слот был заполнен подготовкой документации для ВДНХ для внесения в предварительный список объектов-кандидатов. Изначально на самом деле мы планировали заниматься не ВДНХ, а конструктивизмом, но ВДНХ оказалась предпочтительнее. Насколько я знаю, инициатива возникла довольно давно. Подспорьем для нас в разговоре о ВДНХ стало внесение международного выставочного центра в Триполи, это объект XX века».

Ежегодно комитет ЮНЕСКО собирается на очередные сессии, в ходе которых принимает решение по новым кандидатурам.