Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори

Зомби в городе   В 2015 году в Германии появилось понятие «смомби» — производное от скрещивания «смартфон» и «зомби». К этому моменту слово уже стало психологическим термином, поскольку прекрасно отражает реальную общественную проблему — пешеходы, уткнувшиеся в экран телефона, все чаще попадают под машины. В немецких городах стали появляться экспериментальные светофоры, которые мигают светодиодами у пешехода под ногами, а не только привычными столбами у перекрестка. Светодиодная полоса встроена в пешеходный переход и дублирует цвет, которым светит основной светофор. Это дает пешеходу, который не поднимает глаз, шанс выжить. Но, конечно, эта мера не спасает смомби, сидящего за рулем автомобиля. На этот случай нидерландские разработчики придумали мобильное приложение, которое синхронизируется с ближайшим светофором и транслирует красный свет на экран смартфона, в который уткнулся водитель.

Фото: Phovoir Images / Фотобанк Лори

Фантомные сигналы   Синдром фантомных вибраций или фантомных звонков — это состояние беспокойства, при котором человеку кажется, что его мобильный телефон звонит или вибрирует, хотя на самом деле это не так. Ученые обосновывают это явление особой чувствительностью человеческого уха к звукам определенной частоты. Самые популярные рингтоны и виброзвонки телефонов, как правило, звучат на тревожных частотах, например на частоте звучания детского плача. И когда человек чрезмерно увлечен своим гаджетом, реагирует на любой его сигнал, следит за каждым уведомлением, или с нетерпением ждет «самого важного сообщения», кора головного мозга постепенно начинает неправильно интерпретировать тревожные сенсорные ощущения. Итог — слуховые и осязательные галлюцинации.

Фото: Gabrielle Henderson/Unsplash

Синдром упущенных возможностей   Понятие синдрома упущенных возможностей, или FOMO (от англ. fear of missing out), существовало и до интернета. Однако развитие технологий способствовало и распространению патологий. С одной стороны, смартфоны и соцсети дают человеку возможность коммуницировать с наименьшей затратой усилий и наибольшей скоростью. А с другой — такой способ коммуникации, как уже выяснилось, усиливает стрессовые состояния. Например, человек открывает ленту в социальной сети и видит, что его друг побывал в крутом месте, выложил фотографии и собрал сотню лайков. Человек чувствует себя ущемленным, и чтобы компенсировать это ощущение, выдумывает или приукрашивает собственную историю и постит ее в надежде дождаться своих лайков. Тем самым люди вовлекаются в порочный круг зависимости от чужого мнения и постоянного недовольства собой. Это и есть FOMO, от которого сплошной вред.

Фото: Павел Муравьев / Фотобанк Лори

Без звука   Психологи утверждают, что использование смартфонов негативно влияет на интеллектуальный уровень человека. Это подтвердил и специальный двухнедельный эксперимент. На первой неделе участники должны были включить на телефоне все звуковые сигналы и постоянно держать его при себе. На второй неделе им следовало, напротив, отключить все уведомления и откладывать смартфон подальше. В результате в конце первого периода у участников проявились симптомы, указывающие на синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это импульсивность, неспособность сосредоточиться, постоянное переключение внимания, неусидчивость. Однако в конце второй, «беззвучной» недели участники эксперимента почувствовали себя намного лучше. Однозначный и позитивный вывод — в том, что для сохранения здоровья мозга не обязательно полностью отказываться от смартфона, достаточно просто отключить звук.

Фото: Ingram Publishing / Фотобанк Лори

Техноамнезия   Еще десять лет назад неврологи обнаружили, что большинство молодых людей не помнят такую простую информацию, как дни рождения родственников или собственный номер телефона. Ведь о праздничных датах им напоминают социальные сети, а контакты хранит смартфон. Также исследования показали, что калькуляторы стали использоваться для все более простых арифметических задач, а на орфографию обращают внимание только филологи и преподаватели. Кроме того, люди перестали учить слова любимых песен — ведь есть интернет и караоке. И все больше автовладельцев даже по родному городу с трудом перемещаются без навигатора. Вывод специалистов однозначен — человечество становится беспомощнее. А его зависимость от работы подручных устройств превращается в абсолютную. Человек без гаджета даже простую задачу склонен воспринимать как серьезную проблему.

Фото: Ярославский Максим / Фотобанк Лори

Клиповое мышление   Неврологи предупреждают, что соцсети крайне негативно воздействуют на концентрацию внимания. Для людей, зависимых от социальных сервисов, читать книги становится настоящим испытанием, и они зачастую предпочитают книге беглый просмотр аннотирующих статей или краткое переложение. Кстати, из-за массы отличий исследователи даже выделяют интернет-чтение как отдельный процесс. Ведь в Сети мы читаем не слева направо, а сверху вниз, обращая внимание только на заголовки, гиперссылки и куски, выделенные шрифтом или цветом. Дело в том, что желание охватить большой объем информации за короткое время подсознательно не позволяет нам глубоко погрузиться в какую-либо серьезную тему. Это и приводит к формированию клипового мышления, когда внимание скользит по поверхности, а человек страдает от скуки.

Фото: Photojuli / Фотобанк Лори

Виртуальный аутизм   Уже несколько лет психологи твердят миру, что гаджеты оказывают катастрофически разрушительное влияние на мозг детей в возрасте до двух лет. В 90% случаев у малышей, которых оставляли на пять часов в день перед экранами электронных устройств, выявлялись симптомы виртуального аутизма. При этом практически невозможно отличить аутизм, развившийся под воздействием гаджетов, от биологического, потому что симптомы совершенно одинаковы. Во-первых, затрудненность социализации. Во-вторых, отсутствие устойчивого зрительного контакта и проблемы с речью. В-третьих, преобладание повторяющихся слов, фраз и действий. Однако основная разница между врожденным и виртуальным аутизмом заключается в том, что второй все-таки излечим. Для этого нужны серьезная психосоциальная реабилитация и возвращение малыша в настоящую реальность.