Кто о чем, а Трамп с Зеленским все о «Томагавках». Комментарий Георгия Бовта
Однако из Москвы по-прежнему исходят сигналы, свидетельствующие, что российское руководство не готово отвечать в отношениях с Вашингтоном эскалацией на эскалацию, сохраняя, видимо, надежды о чем-то договориться, отмечает политолог
Читать на полной версииВладимир Зеленский и Дональд Трамп дважды созвонились за последние дни. В том числе обсуждались поставки Киеву крылатых ракет Tomahawk с дальностью действия до 2,5 тысячи километров, сообщают источники Axios. О принятии какого-либо решения не сообщается. Оба раза Зеленский назвал беседу с Трампом хорошей и продуктивной. Он указал, что сообщил американскому коллеге о российских атаках на украинскую энергетику и в связи с этим отметил готовность США помочь усилить ПВО Украины. Ранее на минувшей неделе Минобороны России неоднократно сообщало о массированных ударах по объектам энергоинфраструктуры Украины, связанным с ВПК страны. К чему идет дело?
На новые слухи о «Томагавках» для Киева Владимир Путин отреагировал демонстративно спокойно, заявив, что в случае их передачи Украине Россия усилит свои системы ПВО. Разговоры о «Томагавках» он назвал «понтом». Москва по-прежнему считает, что использовать такие ракеты без прямого участия американских военнослужащих будет невозможно и что это навредит отношениям Москвы и Вашингтона. Рассказывая лидерам стран СНГ в Таджикистане о переговорах с Трампом на Аляске, Путин дал понять, что для широкой публики были раскрыты далеко не все детали переговоров. Возможно, российское руководство по-прежнему в этой связи рассчитывает на конструктивные контакты с Вашингтоном.
Благожелательным к США было и заявление Дмитрия Пескова. По его словам, в Москве считают, что Трамп «сохраняет политическую волю добиться мирного урегулирования». Хотя он от имени Кремля предупредил о «серьезных последствиях» передачи Киеву «Томагавков». Поскольку такое оружие способно нести «грязную ядерную бомбу», которую Украина способна создать, то в Москве могут исходить из того, что такая ракета может быть запущена именно в «ядерном исполнении». Вполне прозрачный намек, хотя и в относительно мягкой форме.
Информация о возможностях предоставления Киеву крылатых ракет с дальностью действия до 2,5 тысячи километров сейчас явно используется в качестве «подвешенной угрозы» для давления на Москву. И когда Трамп говорит, что хотел бы, чтобы Зеленский рассказал ему, по каким целям он их собирается использовать, то ответ примерно понятен.
В последнее время ВСУ нарастили удары по объектам российской энергетики. В первую очередь по НПЗ. А сам Трамп буквально одержим идеей подорвать потенциал российского нефтегазового комплекса. Возможно, первые шаги к тому уже сделаны.
По данным газеты Financial Times, ссылающейся на источники в Белом доме, США уже с лета помогают Украине наносить дальние удары по российским энергетическим объектам, рассматривая это как средство принуждения к переговорам. Косвенным подтверждением тому является заметное увеличение числа таких атак. Американцы помогают ВСУ планировать маршрут, время и конкретные решения по ударам, что позволяет украинским дальнобойным дронам уклоняться от российской ПВО. По словам одного американского чиновника, Украина сама выбирала цели для дальнобойных ударов, а Вашингтон затем предоставлял разведданные об уязвимых местах объектов. По другой информации, США определяли в том числе приоритеты целей для ВСУ. Благодаря разведпомощи Киев мог лучше обнаруживать объекты российской ПВО и прокладывать обходные маршруты ударов.
По утверждению представителей Киева, недавно для ударов вглубь России были использованы украинские дальнобойные ракеты Neptune и Flamingo. В день субботнего разговора Зеленского с Трампом СБУ заявила, что ее силами был произведен удар по НПЗ «Башнефть-УНПЗ» в Уфе, примерно в 1400 километрах от Украины. Минобороны РФ сообщало в тот день, что российские ПВО уничтожили пять дронов ВСУ в небе над Башкирией. Но поражение НПЗ не подтверждало.
Если утверждения британской газеты правдивы, то предоставление «Томагавков» стало бы продолжением уже начатого США летом курса. И вряд ли в Кремле не догадываются о той помощи, которую уже оказывает Киеву американская разведка. Однако из Москвы по-прежнему исходят сигналы, свидетельствующие, что российское руководство не готово отвечать в отношениях с Вашингтоном эскалацией на эскалацию, сохраняя, видимо, надежды о чем-то договориться. Помощник президента РФ Юрий Ушаков на днях даже заявил, что достигнутые Путиным и Трампом договоренности в Анкоридже — «путеводная звезда по урегулированию конфликта на Украине» и что «контакты Москвы с американскими коллегами продолжаются», в том числе по Украине. Тогда как на днях замглавы МИД России Сергей Рябков говорил в Думе, что импульс Аляски практически исчерпан.
Тем временем Зеленский показывает, что он усвоил главный урок в общении с Трампом и совершенствует искусство лести. Во время телефонного разговора 11 октября он увязал мирное соглашение по сектору Газа, поздравив с этим Трампа, с урегулированием на Украине, призвав, разумеется, к усилению давления на Москву. Ранее он же, не стесняясь, обещал номинировать Трампа на Нобелевскую премию мира в обмен на «Томагавки».
Трамп, впрочем, по-прежнему сохраняет туман неопределенности вокруг самого острого вопроса. По идее, данная проблема достаточно серьезна и достойна того, чтобы, пользуясь термином Юрия Ушакова, обсудить ее напрямую с «американскими коллегами», пока свет «путеводной звезды», открытой в Анкоридже, совсем не погас.
А вот самым большим оптимистом выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко, который расценил слухи о «Томагавках» как «определенную тактику нашего друга Дональда… не надо воспринимать это в лоб…». «Все будет нормально», — добавил он, выразив надежду, что до поставок «Томагавков» дело не дойдет. И только Зеленский пока в это не верит и продолжает названивать в Вашингтон.