Союз пациентов попросил президента России Владимира Путина скорректировать законопроект, который дает право региональным властям передавать функции страховых медорганизаций территориальным фондам ОМС. Организация направила письмо в Минздрав, где разработали этот законопроект, и главе СПЧ Валерию Фадееву.

Сейчас средства на бесплатную медицинскую помощь распределяются через Федеральный фонд ОМС региональным фондам. А те уже заключают договоры со страховыми медицинскими организациями. И важно, что страховщики — единственные независимые участники системы ОМС, которые нередко помогают больным решать проблемы и защищать свои права, рассказал Бизнес ФМ сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев:

Юрий Жулев сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов «У них есть горячая линия, на которую пациент может позвонить в случае возникновения проблем. Это звонки о невозможности пройти обследование, это обращения, связанные с отказом в направлении в другую медицинскую организацию. Есть случаи, когда пациенты обращались в страховую медицинскую организацию с тем, что, когда они находились в больнице, с них требовали купить лекарства. Вмешательство страховых медицинских организаций помогало в этих случаях. Страховые медицинские организации проводят экспертизу в случае выявления дефектов оказания медицинской помощи. Даже есть ситуации, когда помогают пациентам защитить их права в суде. Речь идет о том, чтобы не доводить до нарушения прав пациента, а сопровождать пациента и пытаться решить проблемы, которые возникают у пациентов в системе здравоохранения. Почему у нас сомнения, что с такой функцией справятся территориальные фонды? Они никогда не занимались этим. Да, они проводят экспертизу, но ответы на звонки, сопровождение застрахованных лиц, разъяснение, информационное сопровождение — этим никогда не занимались. И если такие решения будут приниматься в регионах, то фактически вся эта система сопровождения застрахованных лиц должна быть заново сформирована, что, кстати, тоже деньги, потому что это и горячие линии, и сотрудники. Очень важный момент — это конфликт интересов, потому что территориальные фонды, хотя они формально негосударственные, но они полугосударственные структуры, через них идет финансирование системы ОМС. Когда все сконцентрируется в одних руках — и источник финансирования, и контроль, и сопровождение застрахованных лиц, — здесь у нас есть сомнения, что терфонды будут заинтересованы в выявлении дефектов, которые существуют в системе здравоохранения, и борьбе с ними».

Сейчас страховые во многом играют роль администраторов, в том числе занимаются независимым контролем качества услуг медицинских организаций. После того как пациент получает помощь, медицинское учреждение направляет счет в страховую. А она после проверки перечисляет средства, полученные от территориального фонда. Перед оплатой страховщики проверяют качество, сроки и объемы оказанной помощи. Впрочем, что касается плановых проверок, часто они проходят формально. Говорит сопредседатель общероссийского профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал:

Андрей Коновал сопредседатель общероссийского профсоюза медработников «Действие» «Как показывает наш опыт, большинство плановых проверок страховых компаний, медицинских организаций сводится к проверкам качества оформления медицинской документации, и претензии, которые выставляются по их итогам, носят в значительной степени формальный характер, связанный с небрежностью, пропусками в оформлении медицинских карт. Результат не влияет серьезно на повышение качества медицинской помощи. Это касается претензий пациентов по конкретному случаю. Я возглавляю профсоюз медицинских работников, а не пациентское общество, поэтому понятно, что я не обладаю обширной информацией, но мы же сталкиваемся с тем, когда и медиков привлекают к ответственности. В большинстве случаев там, где есть действительно серьезный ущерб оказания медицинской помощи, который имел печальные последствия для здоровья пациентов, фигурируют проверки Минздрава, заключения специалистов, привлеченных региональным Минздравом, служебная проверка самих работодателей. Я не помню за 12 лет ни одного случая, где бы пациент, чтобы защитить свои права, пожаловался в страховую и она ему в чем-то помогла. В прокуратуру, в Следственный комитет жалуются даже вплоть до уголовных дел. Возможно, у пациентских обществ есть иная практика взаимодействия со страховыми компаниями, мы такой проблемы не видим».

Страховые компании предупреждают: при реализации реформы им придется закрыться, поскольку без финансирования они не смогут содержать персонал и инфраструктуру. В Минздраве считают, что изменения, напротив, сделают систему ОМС эффективнее и сократят расходы. В ведомстве заявили, что право выбора остается за регионами, а экспертиза качества медицинской помощи будет по-прежнему проводиться независимыми врачами-экспертами.