Вступление в силу новых правил утильсбора отложат, но всего на месяц
Обсудить возможный перенос решили после того, как таможня перестала справляться с потоком желающих привезти авто по старым правилам. К пересмотру сроков, по словам Дениса Мантурова, его подтолкнули обращение деловых организаций и сложная ситуация с растаможиванием
Читать на полной версииВступление в силу новых правил утильсбора могут перенести на месяц. О таких планах сообщил первый вице-премьер Денис Мантуров, который уже дал поручение Минпромторгу.
Учитывая, что прошлым предполагаемым дедлайном было 1 ноября, теперь речь пойдет о 1 декабря. Глава Минпромторга Антон Алиханов пояснил, что сейчас средний срок поставки автомобиля из Китая, от оплаты до растаможки, составляет 30 дней, и с «китайцами» российские водители, по идее, к 1 ноября успевали. Есть и те, кто брал машину в Европе или даже в США, а там сроки могут быть больше. Возникает ситуация, когда уже по старым заказам автомобили придут слишком поздно и покупателям придется платить повышенный сбор по новым правилам.
Из-за ажиотажа на таможне уже образовались очереди. Перенос вступления в силу нового расчета утильсбора может привести к тому, что появятся новые желающие «запрыгнуть в последний вагон», и очереди только увеличатся. Оптимальным вариантом было бы определить конкретных покупателей, которые могут остаться на старом тарифе. Например, те, кто оформил заказ до 1 октября. Подобное решение уже было в конце 2023 года: тогда Минпромторг постановил, что договор купли-продажи на машину должен быть заключен до конкретной даты, и оплата утильсбора в таком случае не требовалась. Продолжает автор и ведущий программ телеканала «Авто Плюс» Павел Федоров:
Павел Федоров автор и ведущий программ телеканала «Авто Плюс» «На мой взгляд, ситуация, конечно, не изменится, потому что, как у нас часто говорят, перенос — это на время, а новый утильсбор — навсегда. Я думаю, что, действительно, есть какая-то временная проблема. Люди попытались в панике привезти. Это не только физлица, это, естественно, и юрлица. Вот, чтобы эту ситуацию разрядить, люди успокоятся, привезут, и в 2026 году, соответственно, все автопроизводители локальные вздохнут и будут ждать всех нас в официальные дилерские центры за произведенными в России локализованными автомобилями. Мое личное мнение, что это от недостаточного контроля за мошенничеством, которое происходит, когда машина ввозится на «физика», а потом продается и попадает на свободный рынок. Если бы это жестко как-то у нас контролировалось, может быть, такие меры и не нужно было вводить. А поскольку ситуация такая, что у нас Дальний Восток на этом зарабатывает, в автосалонах, даже в официальных, можно найти автомобили, которые ввезены вот таким образом и продаются, то принимаются такие жесткие меры».
Проект постановления о новом расчете утильсбора Минпромторг подготовил в сентябре. Базовая ставка будет вычисляться на основании типа и объема двигателя, но самый большой вклад теперь будет оказывать мощность. Последняя новелла в условиях утильсбора вызвала активную критику, и акции против новых правил прошли во Владивостоке и Новосибирске. Замглавы Федеральной таможенной службы Владимир Ивин заявил, что его ведомство предложило Минпромторгу издать единый акт по регулированию утильсбора, поскольку на практике остается много разночтений. К тому же прошлый год показал, что повышение утильсбора не приводит к его большей собираемости, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Льготные коэффициенты по утильсбору пока сохраняются лишь для тех частных лиц, кто ввозит иномарку для личного пользования и с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил. А вот популярные кроссоверы, внедорожники, электрокары и гибриды, ввозимые параллельным импортом, — одним словом, все остальные автомобили — как правило, сильно мощнее, и цены на них вырастут, по разным подсчетам, на сотни тысяч и даже на миллионы рублей.