Владимир Зеленский едет агитировать Дональда Трампа против Владимира Путина. Комментарий Георгия Бовта
В Вашингтон отправляется мощный дипломатический десант, а Зеленский попросит США о поставках ракет Tomahawk, что уже анонсировал сам Трамп. В том, как Зеленский будет уламывать Трампа и как отреагирует Россия, разбирался Георгий Бовт
Читать на полной версииЗеленский в пятницу попросит США о поставках ракет Tomahawk, заявил Трамп. И добавил, что Вашингтон располагает большим запасом этих ракет. Также Трамп снова сказал, что очень разочарован темпом украинского урегулирования, несмотря на хорошие отношения с Путиным. Президент США 6 октября говорил, что «в определенной степени» принял решение о поставках Tomahawk, но перед окончательным ответом хочет узнать, для чего они будут использоваться. Он отметил, что «не ищет эскалации» при отправке Украине дальнобойных ракет. Чего ждать?
Владимир Зеленский в который уже раз делает ставку на пиар, личные контакты и силу убеждения. В Вашингтон отправляется мощный дипломатический десант — ключевые фигуры украинского руководства, включая, помимо Зеленского, премьера Юлию Свириденко и секретаря СНБО Рустема Умерова. Переговоры продлятся чуть ли не неделю. На повестке — поставки вооружений, включая «Томагавки» и средства ПВО, обеспечение работы украинской энергетики зимой, ну и привычное лоббирование новых санкций против России. Тут уж на полную мощь будут задействованы встречи с законодателями и публичные выступления, учитывая, что лоббизм, в том числе публичный, в Америке — важнейшая часть процесса принятия решений.
Зеленский надеется «додавить» Трампа по «Томагавкам». В ходе двух недавних телефонных разговоров им решить этот вопрос, видимо, пока не удалось. Момент удачный. Президент США пребывает в эйфории после заключения при его посредничестве сделки между Израилем и ХАМАС. Наверняка украинский лидер, на собственных ошибках выучившийся, как нужно общаться с президентом-нарциссом, будет всячески льстить по этому поводу, призывая добиться миротворческого триумфа и в отношениях с Путиным.
Речь может пойти о небольшом количестве «Томагавков». По данным британской Financial Times, о 20-50 единицах. Это почти весь объем заказа Пентагона на следующий год. Почти все имеющиеся на сегодня такие ракеты — морского базирования. У США есть лишь две батареи с наземными пусковыми установками. Впрочем, для Москвы на первом месте будет сам факт принятия или непринятия соответствующего решения, создание прецедента. Российские представители уже посылали сигналы о том, что поставка «Томагавков» будет воспринята как предоставление средств доставки ядерного оружия. Со всеми вытекающими. Также в Москве исходят из того, что операторами таких вооружений могут быть только военнослужащие НАТО, но не ВСУ.
Помимо «Томагавков» украинская делегация в Вашингтоне проведет переговоры о закупке систем ПВО и других ракетных систем. По словам Зеленского, Украина подготовила список вооружений, которые она хотела бы приобрести у США за счет европейских фондов примерно на 90 миллиардов долларов.
Посол США в НАТО Мэтью Уитакер как раз заявил, что вот-вот ожидает от союзников обещаний выделить «крупные» средства на закупку оружия для ВСУ. Также в Вашингтоне обсудят вопрос запуска совместного с США производства беспилотников. У возглавляющей украинскую делегацию премьера Юлии Свириденко уже есть удачный опыт переговоров с администрацией Трампа. Весной именно она договорилась в конце концов по так называемой редкоземельной, или ресурсной, сделке, которая предоставила США приоритетный доступ к минеральным богатствам Украины. Задачей Зеленского будет утвердить лично с Трампом условия новой сделки. Возможно, он даже наденет костюм ради такого дела, чтобы не повторилась скандальная ситуация февральской встречи в Овальном кабинете.
Велика вероятность, что украинский лидер попытается затвердить новый тезис в общении с Трампом. Он обкатан на днях на главе европейской дипломатии Кае Каллас. А именно Зеленский попытается оспорить убеждение Трампа в том, что Россия неизбежно победит в военном конфликте. Долгое время именно этот тезис служил основанием для Трампа давить на Киев с целью добиться согласия на территориальные уступки. Однако в самое последнее время представители администрации это тезис не употребляют. Не звучат и прежние реплики Трампа в том духе, что, мол, у Зеленского «нет карт на руках». Впервые тезис о том, что якобы русские не могут больше наступать, Зеленский пытался «продать» президенту США во время встречи в Белом доме в августе, сразу после саммита на Аляске, когда срочно мобилизованным в Вашингтон в виде дипломатического подкрепления Зеленскому европейским лидерам, возможно, удалось отчасти поставить под сомнения в глазах Трампа какие-то договоренности с Путиным в Анкоридже. Тогда в ходе личной встречи Зеленский растянул перед Трампом карту военных действий. Возможно, ему удалось убедить собеседника в том, что у ВСУ не все так плохо. И вскоре Трамп вдруг неожиданно брякнул, что при поддержке Европы ВСУ будут в состоянии вернуть все утраченные территории. Хотя даже в Киеве признают, что это нереально.
В такой ситуации сам публичный факт обсуждения с Америкой возможности поставок «Томагавков» или еще какого-то «чудо-оружия» призван сыграть мобилизующую роль по отношению к ВСУ и всему украинскому обществу: дескать, надо продолжать сопротивление, Запад в нас верит, сама Америка нас поддерживает, готовясь предоставить оружие, которое якобы переломит ход войны.
Учитывая особенности личности президента США, было бы, наверное, полезно организовать его прямой контакт с российским президентом сразу по горячим следам встречи с Зеленским. В общении с такими политиками, как Трамп, важно не только то, что ему и кто говорит, а то, кому удастся с ним поговорить на данную тему последним.