По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, «Россия оставляет за собой право отвечать на любые враждебные действия со стороны Европейского союза, даже если речь идет о заведомо безуспешных попытках нанести нам вред, как мы считаем это более правильным и выгодным для нас». Касательно американских санкций против «Роснефти» и «Лукойла» Захарова сказала, что в Москве рассматривают их как носящие исключительно контрпродуктивный характер, в том числе в контексте украинского урегулирования. Она добавила, что «для нас особых проблем не возникнет в связи с вышеупомянутым решением Минфина США. Наша страна выработала устойчивый иммунитет к западным рестрикциям». «Если нынешняя администрация США начнет брать пример со своих предшественников, пытавшихся вынудить, заставить Россию поступиться своими национальными интересами с помощью неправомерных санкций, то результат будет ровно таким же — провальным с внутриполитической точки зрения и негативным для стабильности мировой экономики», — также отметила Захарова. Чего дальше ждать на российско-американском направлении?

Тон Марии Захаровой отличался, когда она говорила о санкциях Европы и США. Об ответных мерах в адрес США она, например, ничего не сказала. Зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев был резче, написав: «Принятые решения — это акт войны против России… Трамп полностью солидаризировался с безумной Европой». В связи с чем, по мнению Медведева, у Москвы теперь руки развязаны, и «можно долбить самым разным оружием по всем бандеровским нычкам без оглядки на ненужные переговоры… Уничтожая врагов, а не заключая бессмысленные «сделки».

Владимир Путин высказался сдержанно, заявив, что саммит в Будапеште был предложен Дональдом Трампом. Он отметил, что ни одна уважающая себя страна никогда не делает ничего под давлением, а решение Трампа о санкциях — недружественный акт, который не укрепляет российско-американские отношения. По его словам, у двух стран есть много направлений для сотрудничества, если они перейдут от давления к серьезному диалогу на перспективу. А вот в случае нанесения ударов «Томагавками» по территории России ответ будет серьезным, если не сказать ошеломляющим.

Так что Москва все же не спешит хлопать дверью в разговорах с Вашингтоном. Да и Трамп, когда в компании генсека НАТО Марка Рютте объявлял о новых санкциях против главных экспортеров российской нефти, не делал резких заявлений против Путина, даже добавив оговорку, что он надеется, что санкции против этих компаний не будут действовать долго. При этом, по словам Рютте, Трамп выразил желание присоединиться к гарантиям безопасности для Украины, над которыми работают европейцы. Ранее он отказывался это делать, настаивая, что это дело исключительно Европы. Тем самым он в очередной раз похоронил надежды некоторых на то, что Америка самоустранится от украинского кризиса.

Все это — очередное проявление переменчивости президента Америки. Он снова обвиняет Россию в отказе остановить боевые действия по линии фронта, хотя сам же после саммита в Анкоридже давал понять, что согласен с позицией Путина в том, что заморозка конфликта ничего не даст и надо сразу работать над долгосрочным миром. Для чего, как не раз указывали российские переговорщики, нужно устранить первопричины конфликта. То ли Трамп не понял ничего про первопричины столь далеко зашедшего «спора славян между собою», то ли делает вид, что такого разговора не было. В Москве указывают, что разговор все же был. Его, видимо, и имел в виду Сергей Лавров, когда после неудачного созвона с госсекретарем Рубио заявил, что перемирие по линии фронта «противоречит достигнутым в Анкоридже соглашениям».

Скорее всего, на Трампа оказало влияние мощное информационное давление после отказа Зеленскому в поставке «Томагавков», когда западная пресса хором заголосила, что он поддался Путину. Вот он и решил проявить твердость, добавив, что все же готов к встрече с Путиным, но потом. Очевидно, когда-либо линия фронта станет ближе к российским территориальным требованиям либо произойдут еще какие-то качественные перемены в ходе конфликта.

Тем временем оживился конгресс, который на уровне комитета сената одобрил сразу три санкционных закона, в том числе о введении заградительных пошлин против стран, импортирующих российские энергоресурсы, а также о внесении РФ в список стран — спонсоров международного терроризма. Что касается первого билля, то объявленными санкциями Трамп опередил конгресс, пойдя по пути относительно меньшей эскалации, когда акцент теперь будет сделан на контроле за соблюдением эмбарго и его обхода, но без принятия формализованных жестких мер в отношении тех же Китая и Индии. Что касается второго билля, то там причисление к странам — спонсорам терроризма увязано с докладом Госдепартамента о судьбе 19 тысяч детей, которые, как настаивает Киев, были увезены из Украины и должны быть возвращены. Москва ранее уже выражала готовность работать над этой проблемой, в том числе по просьбе супруги Трампа Мелании.

Сам Владимир Зеленский, приободренный поддержкой Европы, вернулся к теме «Томагавков», выступив на саммите ЕС. Поскольку США ему в них отказали, равно как и Трамп опроверг публикации о якобы согласии Вашингтона на дальнобойные удары вглубь России, то теперь он хочет получить «Томагавки» от европейцев либо другое дальнобойное оружие. Вряд ли в данном вопросе, впрочем, Европа не проконсультируется сначала с Америкой. Также Зеленский вновь оседлал свою другую любимую тему — передачу Украине всех замороженных российских активов, причем в самостоятельное пользование. Тут он, впрочем, вряд ли преуспеет.

Вряд ли тот же Трамп уже окончательно занял какую-то четкую позицию. Большое значение возымеет его встреча 30 октября на саммите АТЭС в Южной Корее с китайским лидером Си Цзиньпином. Трамп попробует убедить его отказаться от покупки российской нефти и надавить на Москву в целях прекращения огня. Китай пока выжидает, но санкции против российских нефтяных компаний в общей форме осудил. Объективно Пекину не нужно, чтобы Москва подружилась с Вашингтоном, а конфликт в Европе ничем серьезным Китаю пока не грозит. Напротив, от него есть вполне понятные экономические дивиденды. Трампу нужно будет найти какие-то совсем «сладкие плюшки», чтобы председатель Си поменял свою позицию. Но тогда пресса напишет, что он уже прогнулся не перед Путиным, а перед китайским коммунистическим императором. Это еще хуже. Что и говорить — всем сейчас непросто.