Из-за импортозамещения самолет МС-21 станет тяжелее и будет летать на меньшие расстояния
Изначальный проект МС-21 опирался на комплектующие глобального рынка, но с началом импортозамещения из-за санкций оказалось, что отечественные детали тяжелее. Дальность полета также сократится с более 5 тысяч до менее 4 тысяч километров. Но даже такой самолет крайне нужен российскому рынку, уверены эксперты
Читать на полной версииСамолет МС-21 — не тот, чем кажется. Реальная дальность его полета составит менее 4 тысяч километров, а не более 5 тысяч, как планировалось изначально. В «Ростехе» говорят, что МС-21 все равно сможет закрыть большую часть маршрутов. Однако сокращение дальности полета снижает конкурентоспособность самолета. Насколько критично?
Не 5100 километров, а лишь 3830 — готовый опытный образец среднемагистрального МС-21 добрался до сертификационных испытаний, потеряв больше тысячи километров в предельной дальности полета. Крест на проекте ставить не нужно — сокращение хоть и неприятное, но не смертельное. В «Ростехе» заявили «Ведомостям», что даже такая дальность МС-21 покрывает 80% российских маршрутов, потому что их средняя протяженность не превышает 3 тысяч километров. Формально это так, говорит авиаэксперт, главред портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Что же пошло не так? Изначальный проект МС-21 опирался на комплектующие глобального рынка, но с началом импортозамещения из-за санкций оказалось, что наши детали просто тяжелее. В итоге летный образец МС-21 весит на 6 тонн больше ожидаемого. Кроме того, топливная эффективность ПД-14 уступает двигателям Pratt & Whitney, которые стоят на Boeing и Airbus. Топлива расходуется больше, летит самолет меньше. Остальные характеристики МС-21 остались прежними — двухклассная компоновка, 175 пассажиров, взлетная масса 85 тонн.
ОАК решила выпускать самолеты даже с сокращенной дальностью полета, потому что среднемагистральные МС-21 нужны рынку позарез. Задача трансформировалась, приоритетом стало создание самолета, который сможет стабильно летать, пусть и на меньшие расстояния. Дальние же маршруты возьмут на себя среднемагистральный узкофюзеляжный Ту-214 и дальнемагистральный и широкофюзеляжный Ил-96. У них от 6,5 тысячи километров и от 9 тысяч соответственно. Конечно, у МС-21 пострадал экспортный потенциал. Но в ближайшие десятилетия — это в лучшем случае рынки дружественных стран, и только. Пострадала и конкурентоспособность — но нам бы для начала свой рынок насытить, говорит главред портала Avia.ru Роман Гусаров. Общий запрос отечественного рынка — 600-700 самолетов и вертолетов до 2030 года, и с чего-то надо начинать уже сейчас:
Первые годы МС-21 будет выпускаться в таком вот усеченном виде, уверены эксперты. А дальше — простор для модернизации. Тот же Boeing тоже начинал скромно, первая версия 737-го имела дальность всего в 2,5 тысячи километров. Boeing и Airbus довели свои самолеты до 5 тысяч и более километров за десятилетия. Поэтому стартовой дальности у МС-21 в 4 тысячи километров должно на первое время хватить. А дальше — останется улучшать ПД-14 и разрабатывать укороченную версию фюзеляжа.