Селлеры маркетплейсов считают налоги несправедливыми
Продавцы жалуются, что рост комиссий платформ увеличивает их налоговую нагрузку: налоги начисляются со всей суммы продажи, хотя продавец получает на руки значительно меньше
Читать на полной версииНекоторые продавцы на маркетплейсах утверждают, что вместе с ростом комиссий платформ у них увеличиваются и налоги. Редакция Бизнес ФМ попыталась разобраться в этом вопросе.
Два селлера рассказали радиостанции — правда, не под запись — о несправедливых, по их мнению, налогах. Оба жалуются на то, что комиссии платформ постоянно растут, при этом сами селлеры не могут уменьшить свою налогооблагаемую базу на размер отчислений маркетплейсам. Допустим, куртку на маркетплейсе купили за 15 тысяч рублей. Платформа сразу вычла из этой суммы свои комиссии, платежи за продвижение, рекламу и так далее. В итоге селлер получил всего 8 тысяч рублей, а налог заплатил с 15 тысяч. При повышении комиссии продавец получит еще меньше, а размер налоговых отчислений не изменится. Поэтому обратившиеся в редакцию селлеры считают, что для налогов их доход нужно считать как сумму очищенных от комиссий поступлений от продаж. Правда, рассказывать об этом в эфире жалобщики отказались.
Пресс-служба Wildberries в ответ на запрос Бизнес ФМ прислала письменное разъяснение. В нем говорится, что продавцы на ОСН или упрощенке «доходы минус расходы» могут учесть в своих расходах комиссии платформы. Если же налог уплачивается только с доходов, такой возможности нет.
Селлер на Ozon Григорий подтвердил Бизнес ФМ, что можно уменьшить налогооблагаемую базу на размер отчислений маркетплейсу:
«У меня бухгалтер берет в расходы и комиссию Ozon, и какие-то логистики, эквайринги. Она единственное, что не может взять в расход, это операционные ошибки продавца. Грубо говоря, задержка в отгрузке у меня произошла, Ozon с меня берет какую-то плату за это, штрафует. Вот это я в расходы пустить не могу, она не пускает это в расходы. Рекламу, продвижение, логистику, комиссию Ozon при системе юридической, как ИП и доход минус расход, она запускает в расходы. То есть налоговая база уменьшается».
Селлеры на маркетплейсах платят налоги на общих основаниях. Каких-то особых, специально созданных для них налоговых режимов в России нет.
О том, в каких случаях можно учесть в расходах комиссии онлайн-платформ, говорит старший партнер международной консалтинговой компании Stream Сергей Матюшенков:
Сергей Матюшенков старший партнер международной консалтинговой компании Stream «Это может быть общая система налогообложения, где у нас идет НДС и налог на прибыль. Соответственно, НДС платится с реализации. Также ставятся вычеты, если они что-то покупают с НДС. Налог на прибыль, соответственно, платится с прибыли, то есть доходы минус расходы, и комиссия маркетплейса, о которой многие говорят, учитывается в данной ситуации в расходах. Если мы говорим про упрощенную систему налогообложения, доходы минус расходы, то НДС они не платят. Соответственно, платят только разницу между доходами и расходами. И комиссия маркетплейсов также должна вычитаться из расходов. Если мы говорим про упрощенную систему налогообложения, где просто с дохода платится налог, то комиссия маркетплейсов не вычитается из налогооблагаемой базы. А что выгоднее использовать конкретному селлеру, здесь уже необходимо считать экономику этого бизнеса».
Сама налоговая служба уже давала разъяснения по поводу комиссий маркетплейсов. В письме ФНС от 8 мая прошлого года прямым текстом говорится, что при УСН «Доходы» «учет любых расходов, в частности, в виде удержанного маркетплейсом агентского вознаграждения, не предусмотрен». Но некоторые селлеры, похоже, письма ФНС не читают.