Обновлено в 17:30

После выхода сюжета на Бизнес ФМ в редакцию написал предприниматель, который работал с Киргизией до недавнего времени. На этот рынок он вышел в 2023 году, когда из России платежи уже не ходили, а Турция еще не была рада россиянам из-за паспортов.

Теперь вести бизнес там стало непросто, рассказал учредитель группы компаний «Генетикум» Станислав Поляков. Его компании обеспечивают госбольницы и частные лаборатории реагентикой и препаратами для генетических исследований разной сложности. Расходные материалы и оборудование тоже поставляют.

В сентябре прошлого года власти Киргизии запретили банкам и другим фининститутам проводить платежи без реальных поставок товаров на ее территорию, что и стало главной трудностью, заставившей перенести бизнес, рассказывает учредитель группы компаний «Генетикум» Станислав Поляков:

— Первый год работали вообще без проблем, все летало, банки были какие-то полояльнее, какие-то к каждой букве приставали, но, в принципе, работу можно было выстроить. Летом 2024 года вышло постановление, что с сентября все валютные платежи из Киргизии могут осуществляться только через уполномоченных агентов при условии, что товар фактически в Киргизию не завозится, это просто частные компании, через которые надо было проводить платежи. Мы проводили платеж через Киргизию, завозили товар уже в Россию и растаможивали здесь. Соответственно, мы уже не смогли работать в Киргизии таким образом, немножко попытались, но ставка уполномоченных агентов очень большая, поэтому открылись в других странах. Киргизию поставили на год на паузу, потому что постановление первоначально на год было введено, с сентября 2024 года оно действует, ничего не изменилось, поэтому вот сейчас одну компанию мы уже закрыли, вторая компания в Киргизии сейчас в процессе ликвидации. В Азербайджан переехали в основном, плюс Турция стала более лояльной, через нее тоже получается работать.

— Если возвращаться к нашему изначальному сюжету, к мнению экспертов, наших юристов, которые говорили, что все с Киргизией хорошо, с чем вы не согласны?

— Первое, что приходит в голову, — это налоговая, которая не смотрит документы, они смотрят на паспорта и на обороты, им неважно, сколько ты потратил, сколько ты заработал, они налог по своему усмотрению выставляют. Ты потом сможешь с этим поспорить, но первоначально нужно сделать так. Вы говорите, что очень много русских компаний сейчас переезжают в Киргизию, открывают там юрлица, а со слов, например, наших бухгалтеров, больше половины юрлиц с российскими корнями, наоборот, закрылись и уезжают. Раньше, прилетая в Бишкек по делам, я видел толпы русских, которые бегали по банкам, открывали себе счета. Сейчас там нет никого.

— И это после новых требований, после постановления регулятора о валютных платежах произошло?

— Да.

— Почему выбор изначально пал на эту страну, на Киргизию?

— Русский язык, близость географическая, простота работы. Мы со всем прекрасно справлялись, и с налоговой в том числе, пока ходили деньги. Как только деньги перестали ходить, мы подождали год в надежде, что отменят постановление, — не отменили. Мы и плюнули, потому что с другими странами комфортно, тоже не без сюрпризов, но, по крайней мере, можно работать. В нашей сфере останавливать работу нельзя, потому что у меня 90% клиентов работают на госзаказах, соответственно, если я срываю кому-то поставку, мой клиент срывает госзаказ, к нему, во-первых, штрафы прилетают, а во-вторых, больницы остаются без реагентов.

— На что идут эти реагенты, расходники и прочее оборудование медицинское?

— На генетику, на всевозможные генетические анализы — от простого отцовства до генетических исследований эмбрионов перед ЭКО, чтобы убедиться, что с эмбрионом все в порядке. Мы поставляем все, в принципе: и реагентику, и оборудование. В России, к сожалению, это все если и производится, то в принципе лаборанты, научные сотрудники не могут с этим работать, потому что все очень плохого качества.

Впрочем, многим российским бизнесам Киргизия действительно интересна, в первую очередь, за счет прямой границы с Китаем. Поэтому ресейлеров там всегда много, и для обхода санкционных трудностей предприниматели обращаются к платежным агентам. Продолжает генеральный директор юридической компании «Юрвиста», управляющий партнер и учредитель инвестиционной компании «Диалот» Алексей Петропольский:

Алексей Петропольский директор юридической компании «Юрвиста», управляющий партнер и учредитель инвестиционной компании «Диалот» «Такой ажиотаж, когда очереди в банках стояли и люди фирмы регистрировали, был, наверное, первые полгода-год, когда все начало только формироваться. Сейчас подавляющее большинство маленьких компаний выбрали посредников типа нас, которым проще заплатить 1-3% за совершение платежа. Мы все юридические и финансовые боли забираем на себя с гарантией результата. И компании, у кого обороты побольше, кому важна вся договорная оснастка и так, чтобы бизнес был под контролем у них, приехали, открыли компании в удобных для них странах СНГ. Фактически там редко находятся, но расчетными счетами управляют, налогами управляют. Платежи из Киргизии много где тоже перестали идти напрямую. Если ты открыл компанию в Киргизии, то раньше ты просто открываешь счет и отправляешь деньги в Китай, в Европу. Но дело в том, что вторичные санкции тоже не дремлют, и многие банки, европейские, американские, перестали деньги принимать из Киргизии, понимая, что это деньги из России. И это привело к тому, что, имея компанию в Киргизии, нужно пользоваться такими же платежными агентами, как мы, которые деньги переворачивают и отправляют с другой стороны. Но так, что уши ни из России, ни из Киргизии не торчат. И те самые таможенные истории, которые раньше в Киргизии делались, прикрылись, многие товары нужно растаможивать именно в России, особенно если это касается чего-то жизненно необходимого в рамках госзаказов и прочего — там просто сама ФНС по госзаказу отслеживает налоговые платежи в рамках растаможки по всему циклу сделки. По всей видимости, Киргизия для них — черное пятно, с которым никто работать не хочет. Но это частный случай, в целом, если вы по классике возите из Китая товар и привозите его физически из Китая, проще всего его привезти в Киргизию, и ресейлеры этим пользуются. Просто если вы когда-нибудь зайдете на рынок Бишкека, там рынок больше, чем город, и это все, собственно, те самые ресейлеры, которые оптом привозят товары, грузят их и отправляют по всей России, по всем маркетплейсам, да и по офлайн-магазинам. Это испокон веков было, а сейчас еще больше разрослось».

Ранее сообщалось, что юристы заметили увеличение числа запросов россиян на регистрацию компаний в Киргизии. Во-первых, это единое таможенное пространство и нет больших проблем с перемещением товаров между странами. Во-вторых, киргизские банки не находятся под санкциями и не считаются токсичными. Поэтому импорт в Россию идет через Киргизию и Казахстан — не весь, но заметная часть.