Фото: Keystone Pictures/Zuma/TASS

Лондон   Старейшая в мире подземная железная дорога в Лондоне была открыта в 1863 году и первоначально работала на паровой тяге. Во время Второй мировой ее станции использовались и как бомбоубежища, и как командные центры. Британское Минобороны даже умудрилось разместить на подземных площадях столичного метрополитена небольшой авиазавод. Закрытая в 1994 году станция Aldwych к этому дню стала настоящим местом паломничества охотников за привидениями. По слухам, призраки появляются в тоннелях возле Aldwych каждую ночь. На многих станциях лондонского метро платформы изгибаются в поворотах. В этих случаях между перроном и поездом образуются щели. С 1968 года перед такими остановками в вагонах голосами известных британских актеров звучит фраза «Осторожно: щель!»

Фото: Андрей Замотаев/Фотобанк Лори

Будапешт   Метро Будапешта открылось в 1896 году и стало первой подземкой континентальной Европы. А первая введенная в строй линия метрополитена венгерской столицы, называемая «желтой», сегодня входит в список объектов под охраной ЮНЕСКО. Ее станции очень маленькие и узкие, а длина платформы составляет всего 35 метров. Сохранены деревянные турникеты, плитка и оригинальные вывески конца XIX века, а сигнал отправления на станциях линии до сих пор подают ручным колокольчиком. Статус самой старой подземки континента оспаривает у Будапешта запущенная в 1875 году линия Tünel в Стамбуле, но, справедливости ради, надо сказать, что она работает на канатной тяге и, по сути, является не метро, а фуникулером.

Фото: Юлия Белоусова/Фотобанк Лори

Париж   Парижское метро, которое открылось в 1900 году накануне Всемирной выставки, стало образцом для подражания во многих странах. Сегодня его называют самым плотным на планете, подразумевая под этим количество станций на квадратный километр площади города. Отдельные перегоны между станциями в центре Парижа действительно составляют всего 200 метров. На некоторых линиях парижской подземки используют обычные стальные рельсы и колеса, на других составы смонтированы на пневматических шинах. Одна из линий полностью автоматизирована и обходится без машинистов. Количество выведенных из обращения станций-призраков в парижском метро уже приближается к двум десяткам, а в подземных туннелях между ними, как утверждают блогеры, живут и размножаются кролики. По пассажиропотоку парижское метро среди всех европейских уступает только московскому.

Фото: Edna Leshowitz/ZUMA/ТАСС

Нью-Йорк   В Нью-Йорке первая внутригородская линия рельсового транспорта появилась в 1863 году, а первый подземный участок этой системы был открыт в 1904-м. Сегодня протяженность путей в нью-йоркском метро превышает тысячу километров — это больше, чем в любом другом городе мира. Но 40% из этой тысячи проходят по поверхности или по эстакадам. Режим работы — круглосуточный. В нью-йоркском метро снималось рекордное количество сериалов и фильмов, в том числе «Матрица» и «Люди в черном». После терактов 11 сентября 2001 года администрация Нью-Йорка пыталась запретить свободный режим фото- и видеосъемки в метро, но безуспешно. С криминалом в подземке власти города справились в 90-е, а вот вывести крыс не удалось до сих пор.

Фото: Серегей Крылов/Фотобанк Лори

Москва   Московское метро, которое было введено в строй в 1935 году, славится богатым украшением подземных вестибюлей, самыми короткими интервалами движения в часы пик, а также секретными тоннелями в непосредственной близости от Кремля. Утром 16 октября военного 1941 года единственный раз в своей истории метро в Москве не открылось: поступил приказ о затоплении тоннелей и эвакуации составов и оборудования. Объекты минировались, на станции «Динамо» начался демонтаж эскалаторов. В городе возникла паника, и уже вечером того же дня движение поездов возобновили. Сегодня с общей протяженностью линий почти 500 километров без учета МЦК и МЦД московское метро — в общемировом топ-3 по величине и в топ-6 по годовому пассажиропотоку.

Фото: VCG/TASS

Шанхай   Метро Шанхая — это сегодня самый большой метрополитен в мире по количеству пассажиров: более трех с половиной млрд в год. И при этом — один самых молодых. Первая линия длиной четыре километра открылась сравнительно недавно — в 1993 году. Около четверти линий работают в автоматическом режиме без машинистов. В шанхайском метро, как и в пекинском, используют поезда длиной около 140 метров — сегодня они самые длинные в мире. Подземка китайского мегаполиса хвастается тем, что является самой энергетически зеленой на планете, и тем, что первой обеспечила пассажиров доступом к 5G. Частью шанхайского метро являются и линии знаменитого монорельса Maglev, который развивает невероятную для традиционного метрополитена скорость в 400 километров в час.

Фото: FRANCK ROBICHON/EPA/TASS

Токио   Метро в столице Японии Токио прежде всего ассоциируется с пунктуальностью и забитыми под завязку вагонами, в которые специальные сотрудники на станциях помогают утрамбовывать пассажиров. В часы пик в поездах выделяют также отдельные вагоны только для женщин. В токийской подземке действуют две крупные компании: та, которая называется Tokyo Metro, — связывает деловые, торговые и туристические районы, а Toei Subway обслуживает кольцевые маршруты и линии к аэропортам. Вместе они обеспечивают около трех с половиной млрд поездок в год, а их сети частично перекрываются. Токийское метро славится своей чистотой. Полноценный клининг состава проводится на каждой конечной станции и занимает у специальной бригады семь минут. Кроме того, в токийском метро не принято разговаривать по телефону и вообще повышать голос.

Фото: Zuma/ТАСС

Монреаль   Монреальское метро по своим размерам даже в Канаде занимает лишь второе место после метро Торонто, но некоторые особенности делают его уникальным. Это один из самых больших в мире полностью подземных метрополитенов. Его начали строить к международной выставке «Экспо-67». Вдохновлялись дизайном парижской подземки, все составы — на пневматических шинах для уменьшения вибрационной нагрузки на здания. Линии монреальского метро прокладывались открытым способом, то есть, по сути, выкапывались сверху. И пространство, которое в результате образовалось между трассой метро и городскими улицами, засыпать обратно не стали. Власти канадской столицы превратили его в подземный город с галереями, магазинами, прогулочными зонами, садами и цветущими кактусами. В морозные зимние дни подземный Монреаль становится в разы оживленнее надземного.

Фото: Zheng Huansong/Xinhua/Zuma/ТАСС

Стокгольм   Стокгольмское метро открыли в середине прошлого века, его протяженность — более ста километров. Шведы называют свое метро «туннельбана», поэтому над входами красуется буква «Т». И это не просто подземка, а настоящее арт-пространство, зародившееся на фоне культурного бума 50-х гг. Идея была в том, что искусство должно принадлежать народу, а не прятаться в галереях. Станции украшены мозаиками, скульптурами, инсталляциями. В стенах метро проводятся также выставки современных художников и экскурсии.

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Пхеньян   Метро в Пхеньяне — одно из самых глубоких в мире — в среднем 100 метров под уровнем города. Оно строилось в 50-70-х годах прошлого века и, по задумке властей, должно было стать одним из самых больших бомбоубежищ в мире. В 1971 году при прокладке линии под главной рекой города, Тэдонган, случилась катастрофа, в которой погибли более сотни человек. С тех пор метро в столице Северной Кореи существует только с одной стороны реки. Доступ иностранцев в пхеньянское метро долгое время был ограничен двумя станциями, но с 2014-го открытой для гостей страны стала вся подземка. Всего в Пхеньяне 17 станций на двух линиях. Станции оформлены в стиле соцреализма, с обязательными мрамором, мозаикой и люстрами.