Обновлено в 21:00

Владимир Путин подвел итоги года в прямом эфире. Президент сообщил об успехах российских военных на СВО. При этом он отметил, что Россия готова к переговорам и завершению конфликта на Украине мирными средствами. Путин также прокомментировал изменение налогов, рассказал о ситуации в экономике, ответил на вопросы россиян и журналистов, включая иностранных из недружественных стран.

«Итоги года с Владимиром Путиным» начались с темы Украины. Президент посвятил много времени самой спецоперации, успехам российских вооруженных сил, социальному обеспечению участников СВО и поддержке их семей, рассказал о своем общении с бойцами и командирами. Владимир Путин даже пригласил на прямую линию Героя России, командира штурмовой роты, который в прямом эфире ответил на вопросы президента о взятии Северска.

Сам Путин сообщил, что после освобождения Курской области стратегическая инициатива целиком перешла к российским военным. Они наступают по всей линии боевого соприкосновения. При этом Россия готова к переговорам и завершению конфликта на Украине мирными средствами. Некорректно говорить, что Россия отвергает мирный план президента США Дональда Трампа, заявил Путин, отвечая на вопрос корреспондента американского телеканала CNBC:

— Если вы отвергнете мирное предложение президента Трампа, будете ли вы ответственны за смерть украинцев и россиян в 2026 году?

— Мы не считаем себя ответственными за гибель людей, потому что не мы начинали эту войну. Эта война была начата после государственного переворота на Украине в 2014 году, а затем и с началом боевых действий главарями киевского режима против своих граждан на юго-востоке Украины. Мы после обмана нас и нереализации договоренностей Минских соглашений вынуждены были использовать вооруженные силы для завершения той войны, которая была начата киевским режимом при поддержке западных стран. Президент Трамп предпринимает серьезные усилия по завершению этого конфликта. Как я неоднократно говорил, он делает это, на мой взгляд, абсолютно искренне. Более того, на встрече с президентом Трампом в Анкоридже мы согласовали и практически согласились с предложениями президента Трампа. Поэтому говорить о том, что мы что-то отвергаем, абсолютно некорректно и не имеет под собой никаких оснований.

Журналист британской BBC (издание заблокировано в РФ) задал вопрос о том, не планирует ли Россия новые спецоперации. Путин ответил, что новых операций не будет, если Запад будет соблюдать интересы России и не попытается ее обмануть. Российский президент заявил, что попытки Евросоюза присвоить российские активы не кража, а настоящий грабеж. Последствия будут тяжелыми прежде всего для самого ЕС. По словам Путина, не только Россия, но и другие страны, прежде всего нефтедобывающие, держат в Европе свои резервы. Теперь они задумаются, надо ли. «Уже задумываются», — сказал он.

От большой политики — к экономике. Президент сообщил, что по итогам года инфляция будет ниже 6%, что в ходе борьбы с ней снизились темпы экономического роста до 1%, но «все-таки мы занимаем четвертое место в мире по паритету покупательной способности».

Путин ответил и на вопрос об изменении налоговой нагрузки. Об этом президента спросил по видеосвязи владелец пекарни в подмосковных Люберцах. Владимир Путин отдельно объяснил, почему было принято решение о повышении НДС. С нового года ставка налога вырастет с 20% до 22%. По словам президента, вопрос обсуждался на всех уровнях:

«Он долго обсуждался в правительстве и в администрации президента, и все-таки было принято решение, что самый правильный, честный и прозрачный способ решения стоящих перед нами задач, в том числе в финансовой сфере, — это повышение НДС. Цель — достичь сбалансированности бюджета. И в целом это получилось, в том числе и благодаря принятию этого решения. Когда повышается налоговое бремя, повышается налог, сразу появляется искушение уйти от уплаты этого налога. И здесь и раньше такая задача стояла, и сейчас она стала еще более актуальной — нужно избавиться от теневой экономики и от ухода в тень, от неуплаты налогов. Нам нужно, чтобы при повышении налога это было не на бумаге, а чтобы это выразилось в реальных доходах бюджета. Ну и намек понял по поводу того, что будет ли это вечно? Конечно, нет. Конечная цель — это снижение налогового бремени в будущем».

Один из вопросов был о повышении утильсбора. Президент заметил, что это коснется только россиян со средним доходом и выше. Он надеется, что эта мера не будет вечной, но она косвенно поддерживает отечественный автопром.

В этом году Владимир Путин отвечал на вопросы почти 4,5 часа. Один из вопросов в самом начале «Итогов года» был о видеоролике с Владимиром Зеленским на фоне стелы города Купянска, который ведущий назвал фейком. Комментарий Владимира Путина:

«Я за этим не слежу. Он же артист, и артист талантливый, я говорю без всякой иронии, мы знаем это по его фильмам еще в прежние времена. Поэтому здесь ничего необычного нет. Ну, говорят, что стела-то совсем сейчас по-другому выглядит. Но дело не в этом, стела находится от самого города где-то на расстоянии километра примерно. Ну, чего стоять на пороге-то, заходи в дом, правильно? Если уж Купянск под их контролем. А что касается всяких постановочных дел или попытки любой ценой вернуть утерянные позиции, как это сейчас делается именно любой ценой, как это делается в районе Красноармейска сейчас, то противник успеха не имеет».

Среди прочего Владимира Путина спросили о комете, которая движется к Земле, и о том, не является ли она «объектом искусственного происхождения». Владимир Путин пошутил, что комета — это секретное российское оружие, но «мы будем применять его только в самом крайнем случае», заверил российский президент. Но Россия — и об этом Путин говорил уже серьезно — против размещения любого оружия в космическом пространстве.

«Итоги года с Владимиром Путиным» комментирует профессор Финансового университета Константин Симонов:

— Особых сенсаций на прямой линии лично я не услышал, но ключевые сюжеты, в принципе, Путиным были освещены. Понятно, что всех прежде всего волнует ситуация с мирным урегулированием и переговорным процессом. Путин подтвердил позицию, которую опять же не назовешь новой, но тем не менее он зафиксировал, что у России есть определенные требования, которые она считает принципиальными. И несмотря на экономическое давление и, возможно, новое санкционное давление, Россия считает, что ее экономика устоит, а значит, это давление не приведет к изменению внешнеполитического курса. При этом Россия готова к мирным договоренностям, к мирному урегулированию. Путин явно дал понять, что с Соединенными Штатами как раз у нас уже общая рамка этого соглашения выработана, вспоминал дух Анкориджа, поэтому мы в очередной раз говорим о том, что с Соединенными Штатами мы договорились. Но есть европейцы, есть Украина. Задача Соединенных Штатов — убедить европейцев и Украину в том, что найденная с Россией рамка большой сделки должна европейцев устроить. Если этого не произойдет, мы к радикальному переписыванию этих условий компромисса, которые достигнуты с американцами, не готовы. Соответственно, у нас тоже очевидный план Б: если компромисса нет, значит, мы продолжаем военную кампанию. Путин в очередной раз подчеркнул, что он считает, что инициатива у нас. Неслучайным, конечно, было появление Героя России, который штурмовал Северск.

— Что можно сказать об экономической части выступления?

— Тоже понятно, что это один из ключевых сюжетов, и вопросов довольно много было, и видно, что население реагирует, конечно, на те экономические решения, которые принимались в рамках бюджетного процесса, то есть мы видим большое количество вопросов и на тему роста налогов. И тоже интересно было, конечно, смотреть не только эти 103 вопроса, которые были заданы, слушать, а смотреть те вопросы, которые на экранах выводились, это тоже такая уже традиционная история, когда эксперты очень внимательно следят за тем, что выводится на экраны, но тоже показательная социология. Там мы видели, конечно, очень много было и едких в том числе вопросов про утильсбор, например. То есть, конечно, рост налогов и прямых, и косвенных без внимания граждан не остается. Это понимает и власть. Мы видим, что были же и организованны вопросы, как в случае с хозяином пекарни, который спрашивал как раз про те изменения, которые его ждут как малый бизнес, неприятные изменения. Мотив этих решений тоже понятен, как раз возвращаясь к внешней политике, чтобы иметь возможность не менять внешнеполитический курс, естественно, на продолжение СВО нужны финансовые ресурсы. Государство посчитало, что другого пути, нежели чем повысить налоги, у него нет. Путин в очередной раз подчеркивал, что он считает эту меру временной. И, собственно, он недавно об этом тоже говорил. Ну а вопрос касательно новой политики экономического роста пока остается открытым. Путин зафиксировал, что у нас рост будет около процента, что это плановая история, связанная с необходимостью, в том числе и борьбы с инфляцией, что мы сознательно отказались от сохранения слишком высоких темпов экономического роста, чтобы, как сказал президент, сохранить качество экономики. Но тем не менее, естественно, вопрос остается: а как мы снова перезапустим экономический рост без бюджетного импульса? И министр финансов Антон Силуанов на питерском форуме говорил, что сейчас зима, но потом должна наступить экономическая весна. В чем рецепт новой экономической весны, пока остается загадкой. Тем не менее ключевой посыл довольно ясен: да, в экономике есть проблемы, мы вынуждены повысить налоги, но тем не менее мы под санкционным давлением выстоим, внешнеполитический курс из-за экономических трудностей менять не будем. Готовы к переговорам, но у нас есть условия, которые мы менять не согласны, от них мы не отступим. Если нас Европа не слышит, а Америка нас уже услышала, мы продолжаем наступление — вот такой план. Так что здесь позиция обозначена достаточно четко.

Своим мнением об итогах года с Владимиром Путиным поделился глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» политолог Евгений Минченко:

Евгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», директор Международного института политической экспертизы «Это привычный сеанс психотерапии для россиян — что все под контролем, все нормально, президент о вас заботится. Психотерапия для президента — все хорошо, народ на вас надеется. Я бы обратил внимание на несколько нюансов: во-первых, по экономической политике — полная поддержка политики макроэкономического блока правительства и позиции Банка России, даже дважды президент похвалил Набиуллину. Второе, на мой взгляд, интересное — это, наверное, не надо надеяться на какие-то суперуступки со стороны России. Президент несколько раз подчеркнул высокий уровень уверенности в том, что на специальной военной операции ситуация сейчас в пользу России, что она владеет стратегической инициативой. Дважды был озвучен тезис о зверствах украинских военных в адрес мирного населения — когда о таких вещах говорят, вряд ли собираются в ближайшее время пожимать руки. И конечно, очень большое внимание двум вопросам — это участники специальной военной операции и члены их семей, ну и демографическая проблема и поощрение рождаемости — так можно сказать, если смотреть на приоритеты».

Подводя итоги года, Владимир Путин не стал комментировать сегодняшнее решение ЦБ по ключевой ставке. Регулятор понизил ее на 50 базисных пунктов, до 16% годовых.