В мире растет спрос на умные очки. В уходящем году их будет продано шесть млн, а к 2035 году продажи вырастут на порядок, до 60 млн, следует из прогноза Barclays.

В сентябре Ray-Ban совместно с Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) представила новое поколение умных очков Ray-Ban Meta Smart Glasses. Теперь это лидеры рынка благодаря объединению моды и стиля с технологиями, пишет Reuters. В перспективе умные очки могут вытеснить обычные, говорится в публикации.

О том, что представляют собой умные очки и кто их покупает, рассказывает ведущий программы «Сумма технологий» на Бизнес ФМ Денис Самсонов:

Денис Самсонов ведущий программы «Сумма технологий» на Бизнес ФМ «Термин пока не очень определен. Очевидно, это очки с какими-то дополнительными функциями. Скорее всего, это встроенные в очки видеокамеры. Такие очки выпускают уже более десяти лет с переменным успехом. Сейчас разные производители пытаются дополнить умные очки умом, но пока однозначно хорошего решения нет, но, наверное, это любые очки, которые работают от батарейки и требуют для регулярной работы зарядки. Я бы остановился на таком определении. Умные очки могут записывать звук, снимать видео, современное поколение использует технологии искусственного интеллекта и работают синхронным переводчиком, выводя речь на родном для пользователя языке либо во встроенные наушники, либо текст на стекло очков, либо на экран дополненной реальности. Могут играть роль компьютерного интерфейса — они могут видеть жесты, которые человек делает руками, и, соответственно, их транслировать в управление либо самими же умными очками, либо, например, смартфоном. Есть и такие варианты. Но нет какого-то определенного класса потребителей, которым эти очки прямо жизненно необходимы. Я не видел ни одного четкого маркетингового ответа на вопрос, для кого же, собственно, умные очки сделаны. Несколько лет назад эти вещи совсем не продавались, сейчас их стали много предлагать, в том числе в низком ценовом сегменте, и продажи пошли. И по сравнению с тем ничего, которое было несколько лет назад, это рост на десятки процентов, в некоторых случаях на сотни процентов. Плюс эффект новизны, когда такие вещи начинают предлагать модные бренды в коллаборации с IT-гигантами — как известна история с Ray-Ban. На мой взгляд, пока это устройство остается в разделе игрушек для состоятельных энтузиастов либо для энтузиастов, которые готовы потратить несколько десятков, может быть, сто долларов для того, чтобы в эту игру поиграть. Дальнейшая их судьба сейчас не ясна. Вполне может быть, что и эта волна интереса к умным очкам сойдет на нет».

В России умные очки можно найти на маркетплейсах. На Wildberries, например, их продажи в уходящем году выросли почти в три раза, рассказал представитель платформы изданию Shopper’s. Но использовать их в РФ надо с осторожностью, говорит руководитель проекта «Технологии» «Российской газеты», эксперт РОЦИТ, автор канала «Токсичная цифра» Олег Капранов:

Олег Капранов руководитель проекта «Технологии» «Российской газеты», эксперт РОЦИТ, автор канала «Токсичная цифра» «Очень много вопросов про регулирование, потому что по факту, несмотря на то, что на них загорается маленькая лампочка, когда они снимают, это все равно устройство, по нашему законодательству, для скрытой съемки. А оборот таких устройств сопряжен с определенными рисками. Формально оно выполняет требования законодательства. В реальности его всегда можно заподозрить в том, что оно ведет съемку втайне, и будут проблемы с правоохранительными органами. Плюс это довольно дорогие устройства. И как прикольный гаджет, который интересно попробовать поиспользовать, — да. А как какое-то устройство для повседневного использования — точно нет. Сценариев у него очень мало, цена достаточно большая, а поставок официальных в Россию на сегодня нет. То, что ввозится, это небольшие партии, которые пройдутся через маркетплейсы и магазины, торгующие гаджетами по параллельному импорту. Устройство довольно специфичное, при этом спрос на них в мире растет во многом потому, что, например, очки Ray-Ban выглядят как очки — там какого-то опасения и какой-то истории, как про технологическую штуку на голове, то, что было в первых устройствах такого типа от Google, например, сегодня нет. Это пока что очень неизученная область, в первую очередь в том, что касается регулирования, во вторую очередь в том, что касается восприятия таких устройств на голове другими людьми».

Минувшим летом на рынок с умными очками вышла китайская Xiaomi. Планы по созданию такого гаджета есть у Amazon. А компания Google на днях анонсировала выпуск в следующем году очков с голосовым помощником Gemini.