Глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что в следующем учебном году в российских вузах планируется сократить 45 тысяч платных мест — 13% от общего числа. Сокращение затронет такие специальности, как экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление, юриспруденция, реклама и связи с общественностью. Всего не менее 40 направлений. Как пояснил министр, большое количество специалистов таких направлений «рынку труда не нужно». Какие могут быть последствия?

До нынешнего года вузы самостоятельно решали, сколько студентов учить за деньги и по каким специальностям. В том числе — и тут министр Фальков прав — обучение по некоторым популярным специальностям рассматривалось лишь как коммерческий заработок для вуза, а о качестве образования думали в последнюю очередь. С другой стороны, выпускники школ и их родители, согласно распространенным представлениям еще советских времен, считали, что надо непременно получить хоть какой-то диплом, а там видно будет. Для некоторых ребят поступление в любой вуз было формой откосить от армии. Работодатели тоже смотрели на соискателей должностей без «корочек» косо.

С этого года правительство начало устанавливать количество не только бюджетных мест в вузах, но и коммерческих. Это сделано по поручению Владимира Путина «исключить чрезмерный платный набор по специальностям, на которые отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда». Коммерческие места будут распределяться отдельно на каждую специальность в каждом филиале вуза. Больше всего будет сокращено платных мест в негосударственных вузах, почти на 20%, по словам министра Фалькова. Кстати, сам он окончил Тюменский госуниверситет по специальности «Юриспруденция». Сократят не только популярные юридические и экономические направления, но и архитектуру и даже нефтегазовое дело. Для них количество коммерческих мест будет установлено на уровне среднего числа студентов-платников в вузе за последние два года. А если средний балл ЕГЭ у таких студентов прошлых лет был меньше 50, то коммерческие места на это направление не выделят вообще. Так что одной из целей должно стать повышение качества высшего образования.

В рейтингах наиболее популярных специальностей для обучения на платной основе на первом месте все та же юриспруденция — более 272 тысяч на бакалавриате, более 11% от всех платников. На втором месте экономика — более 164 тысяч мест, почти 7%, на третьем менеджмент — почти 146 тысяч, более 6%. Всего на платной основе учатся 2,4 млн студентов, чуть больше половины. Университетов в России теперь более 1200, многие из которых, положа руку на сердце, университетами в полном смысле назвать нельзя. Бывшие педвузы и иже с ними.

Кто-то скажет, что такое решение властей говорит о том, что, мол, нам теперь умных много не надо. Но при этом непонятно, как страна, которая и так далеко не на первых местах по части научных достижений и инноваций, собирается наверстывать упущенное, если она сокращает число мест в вузах. Зато на этом фоне доля девятиклассников, поступающих в колледжи на профтехобразование, выросла до более 60%.

Контраргументов может быть два. Первый: количество студентов автоматически не перерастает в качество науки. Для инноваций нужна принципиально иная госполитика, в том числе в разы большее финансирование науки и образования. Для сравнения: во всем СССР в 1980 году было 69 классических университетов, а общее число вузов составляло около 900. И как-то справлялись. Второй аргумент: снижение популярности высшего образования — мировая тенденция. Во всем мире в среднем 43% молодых людей поступают в университеты, в США, правда, туда идут 62% выпускников средней школы. Однако потом половина из них долго сидит без работы, зато с непогашенными кредитами на обучение в сотни тысяч долларов. В ЕС доля выбирающих профессиональное образование вместо университетского в среднем составляет 49,1%, среди юношей 55,7%.

Причины падения престижа высшего образования везде одинаковы: рост стоимости обучения без внятных перспектив окупить его, получив хорошую работу. Университетский диплом более не гарантирует стабильность и уровень жизни среднего класса. Тогда как разные курсы программирования, получение лицензий на работу электрика, слесаря или сантехника, технические дипломы колледжей всех направлений часто предоставляют более быстрые и, главное, дешевые пути к выгодному трудоустройству. Окончить программу обучения медсестер или получить сертификат сварщика за полтора-два года в тех же США, а потом устроиться на работу с зарплатой от 50 тысяч до 80 тысяч долларов в год выглядит привлекательнее, чем окончить университет по каким-нибудь гуманитарным наукам с долгами 100-200 тысяч долларов и дипломом без гарантий хорошего трудоустройства. Также выпускники средней школы, поступающие на рабочие специальности в 18 лет, к 23 годам имеют уже пятилетний опыт работы. Выпускники университетов после четырех-пяти лет обучения идут на стажировку и лишь потом, если повезет, конкурируют за те же должности начального уровня, что и люди без дипломов, но с опытом работы, который теперь все чаще требуется даже для самых младших позиций. К тому же обучение в университете сопряжено с перегрузками и стрессами на экзаменах. На Западе многие воспринимают университеты как слишком политизированные с либеральным уклоном, но при этом оторванные от практических результатов в виде достойной карьеры.

Получается, что, сокращая места в вузах, в сфере высшего образования мы снова следуем мировому опыту, в том числе западному, хотя многие нынче утверждают обратное.