Обновлено в 15:56

Россияне столкнулись с задержками зарубежных посылок к Новому году. О проблеме рассказали в том числе представители «Почты России», CDEK.Shopping, ПЭК, DPD. В отдельных категориях товаров сроки доставки выросли в два раза и более, узнало РБК.

Бизнес ФМ позвонила в CDEK под видом клиента узнать, действительно ли в предновогоднюю пору выросли сроки доставки и возможны задержки посылок из-за границы:

— Не подскажете, я хотела узнать по доставке из Казахстана, надо мне переправить стол в Москву, по срокам примерно сколько это будет идти?

— Я сейчас попробую посмотреть. Если система мне не покажет, переведу вас на линию Казахстана. Откуда будет отправление совершено?

— Из Астаны в Москву.

— Показывает мне за восемь дней и за три дня, авиаперевозка за три дня.

— Сильная разница в цене?

— Наземным транспортом самая недорогая — 3815 рублей, восемь дней, авиаперевозка 5590 рублей, три дня.

— Учитывая, что сейчас сильная нагрузка, может быть, чуть попозже имеет смысл?

— Очень сильная загрузка сейчас на все сортировочные пункты.

— Это в связи с Новым годом или проверки усилились?

— В связи с Новым годом, но проверки там всегда были, на границе заторы. Сейчас возрос поток отправлений, и поэтому еще больше там сроки растягиваются.

— Мне лучше в начале января отправить, тогда сколько мог бы быть срок доставки?

— Дело в том, что срок будет, наверное, такой. Но, я думаю, задержки будут меньше, потому что сейчас сроки ориентировочные.

— То есть тут могут быть задержки, и прогнозировать их вообще невозможно?

— По своему опыту я знаю, что на границе всегда задержки.

— Но это пара дней или как?

— Да, это пара дней, потому что пока они попадут в таможенный терминал, пока пройдут регистрацию, оформление, проверки на безопасность.

— А в Новый год еще усилились проверки или они теперь такие всегда будут?

— В Новый год и режим наверняка усилили, и, опять же, отправлений огромное количество, что в одну, что в другую сторону.

— А больше, чем в прошлом году?

— Не знаю, в прошлом году я еще в CDEK не работал.

Причина, как всегда, — сезонный предновогодний всплеск отправлений. Но есть и новые факторы — ужесточение таможенного и пограничного контроля из-за «серого» импорта. Хотя Федеральная таможенная служба отрицает, что ее работа привела к задержкам. Сказываются и погодные условия. Например, в китайском Урумчи несколько дней шли проливные дожди, из-за чего самолет вылетел на несколько дней позже. На этом фоне отечественные продавцы получают преимущество, предлагая более короткие и предсказуемые сроки доставки товаров внутри страны. Говорит основатель компании «Петренко & партнеры e-com», сопредседатель по стратегическому развитию АУРЭК Сергей Петренко:

— В этом году товарооборот увеличился в целом, ноябрь-декабрь он немножко подрос в рамках, грубо говоря, альтернативных маршрутов, потому что у нас государство начало бороться с незаконным карго, поэтому увеличились сроки, и, как следствие, у нас получается общая задержка.

— На сколько?

— По-разному, потому что у нас два основных пути — Монголия и Казахстан, то есть наземным транспортом. Скоростные посылки, которые проходят через авиасообщение, тоже увеличились, но не сильно, я имею в виду именно частные отправления. А массовое, которое отправляется, допустим, «Почтой России», аккумулирует их на своем хабе, допустим, в Китае, потом комплексно отправляют, и здесь действительно есть задержка, потому что идет либо фурное, либо железнодорожное отправление, там небольшие заторы. Бизнес уже подготовился к тому, что у нас китайский Новый год отодвинут в эту сторону, памятуя о тех проблемах, которые возникли в сентябре. Для того чтобы успеть в сезон, многие двинули закупку как раз на этот период, чтобы успеть до новогодних китайских праздников. В целом, наверное, основная причина — это усложненное и более детальное таможенное оформление.

— Объем изменился не накануне праздников, имеется в виду, а в принципе стали закупать больше?

— Да, китайские поставщики выходят на наши отечественные маркетплейсы, они отправляют со своего склада в Китае через границу, чтобы товар поступал уже на склады Ozon и Wildberries, это тоже дало свою нагрузку. И у нас достаточно сильно активизировался в рамках этого AliExpress со своими сильными брендами. Компания по кроссовкам по Li-Ning сделала небольшую рекламу, через блогеров, спортсменов предлагала кроссовки в два раза дешевле, чем они сейчас продаются «Спортмастером», а на AliExpress доставка две-три недели, что тоже дало небольшую нагрузку.

— Как эти задержки сказываются на покупательском поведении россиян?

— Большая часть покупателей избалованы. Некомфортно ждать по две-три недели, когда можно было бы получить завтра-послезавтра. Но, наверное, за последние полгода у покупателя появилась терпимость, когда срочно нужно, выбирают товары с отечественных маркетплейсов. А если покупка несрочная, то уже рассматривают различные варианты. Если эконом-покупка, то это больше в рамках AliExpress либо заказа от китайских поставщиков на отечественных маркетплейсах. А более или менее приемлемый фешен — это как раз покупка либо через платформу байеров из Европы, либо CDEK.Shopping, тут каждый сам определяет, что ему важнее: быстро и дороже, чуть-чуть подольше, но дешевле.

Успевают ли байеры доставить зарубежные подарки россиянам к Новому году, есть ли задержки и компенсации? Комментирует президент Союза русских байеров Елена Бугранова:

— Байеры обычно планируют все поставки заранее, перед Новым годом уже стараются не планировать срочные поставки. Те, кто не побеспокоились заранее, естественно, сейчас попадают на подарки, к Новому году вряд ли уже что-то получат, потому что недели на две точно можно ожидать задержку. В предновогодний период, особенно когда в Европе начинают праздновать раньше, у них наступают традиционно задержки по доставкам грузов, в предпраздничное время большая нагрузка на транспортников, особенно в Европе закрываются на каникулы.

— Задержки в этом году сопоставимы с прошлым годом?

— В этом году проверки ужесточились, поэтому грузы еще дольше стоят на таможнях.

— Какие-то способы ускорить, может быть, если они обычно везут авиа или наземным?

— Смотря откуда, бывают и авиапоставки, и наземные, авиа, естественно, быстрее, но там очередь по отправкам тоже увеличивается к праздникам.

— Что в основном заказывают к Новому году, есть ли какие-то тренды на подарки в премиальных брендах?

— Традиционно кожаная галантерея, например пояса, портмоне, сумочки, украшения.

— А если есть какие-то задержки, компенсации предполагаются или как пойдет?

— Если груз застрахован, но, как правило, никто не страхует на полную стоимость, и задержки оправдываются предновогодним временем, обычно никто не платит компенсаций за это.

Как сообщил INFOLine, несмотря на рост внутреннего рынка, трансграничные онлайн-покупки в первом полугодии 2025 года выросли на треть и составили около 3% от общего объема интернет-торговли в России. Самыми популярными категориями зарубежных товаров остаются электроника, бытовая техника и одежда.