Самолет «Байкал» выполнил первый полет с российским двигателем ВК-800. Испытания прошли успешно, заявили в Минпромторге. Летчики-испытатели подтвердили, что полет прошел штатно, без замечаний. Во время полета машина достигала скорости 210 километров в час и высоты 400 метров. «Машина вела себя стабильно, управлялась хорошо, двигатель функционировал корректно, подтвердив надежность основных и резервных систем», — говорится в сообщении ведомства.

Самолет «Байкал» призван заменить Ан-2, «кукурузник». Его разработала компания «Байкал-инжиниринг» по контракту с Минпромторгом. При этом самый первый полет «Байкала» состоялся еще в январе 2022 года. Самолет тогда провел в воздухе около 25 минут на высоте 500 метров. Однако летал «Байкал» тогда на американском двигателе. Сейчас же прошли успешные испытания российского двигателя, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Самолет «Байкал» — маленький самолетик, когда двигатель турбовинтовой, для местных воздушных линий, вместимостью девять пассажирских кресел, и он создается для замены легендарного старичка под названием Ан-2, а в народе известном как «кукурузник». При этом самолет должен обладать еще и современными качествами. Он должен быть экономичнее, экологичнее, быстрее, летать на большие расстояния, брать больше полезного груза. Поэтому задача очень сложная. Почему мы до сих пор летаем на Ан-2? Потому что в мире таких самолетов нет. Никто подобные самолеты с такими качествами не создавал, не создает и не будет создавать, потому что такие сложные условия эксплуатации есть только в России. Перед «Байкалом» очень большие ожидания. В 2022 году уже был полет этого самолета, это было еще до введения тотальных санкций в отношении нашего авиапрома, гражданской авиации, и самолет взлетал на американском двигателе. Отечественный двигатель в тот момент уже был на этапе создания, двигатель ВК-800, но до создания нового двигателя нужны годы. Поэтому в тот момент он еще не был готов к установке на самолет, только проходил этапы создания, стендовые испытания. И поэтому после введения санкций дальнейшую программу испытаний самолета «Байкал» было решено прекратить до момента доведения до ума двигателя ВК-800, что сейчас и произошло. Двигатель был создан, был испытан. Сейчас нужны самолеты и несколько другого типа, размера, поэтому создается целая линейка региональных самолетов, начиная от маленького «Байкала» и далее по восходящей. Уже началась разработка российско-белорусского самолета «Освей» на 19 пассажиров, создается самолет «Ладога» на 44 пассажира. И на вершине всего этого самолет ИЛ-114-300, который, кстати, в этом году уже тоже взлетел в полностью импортозамещенном виде, и в следующем году нам обещают, что будут завершены сертификационные испытания».

Российский двигатель ВК-800 адаптирован к суровым климатическим условиям, что важно для работы в северных и горных районах, сообщили в Минпромторге. О том, в каких объемах и в какие сроки региональные авиакомпании получат первые самолеты «Байкал», рассуждает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

— Самолет многострадальный, с ним было очень много проблем. Очень много вопросов у инженеров, специалистов к его конструкции, к его летным данным, вообще к его возможности летать. Мы сейчас видим, что полетел. Ему надо пройти полностью все испытания. Посмотрим, как он себя будет показывать в условиях уже работы коммерческой эксплуатации.

— Есть ли мощность для такого выпуска «Байкалов», чтобы заменить все имеющиеся Ан-2?

— Реально, наверное, на замену и на удовлетворение рынка понадобится до десяти лет. Есть эти десять лет у авиаотрасли, я сомневаюсь. Этот вопрос острый, особенно на Дальнем Востоке, на Севере, техника устарела, требует замены. Мы в этом году видели уже не одну аварию. В этом, в прошлом году видели аварию у Ан-24, это чуть-чуть другая техника, но проблемы те же самые. Устаревшая техника, очень возрастная эксплуатация, обслуживание этой техники тоже вызывало и вызывает много вопросов.

— Насколько все-таки он импортозамещенный? Мы можем спрогнозировать выход на линию скольких «Байкалов» и в течение какого времени?

— Думаю, что в течение двух лет у авиакомпаний появятся несколько десятков этих самолетов. Опять-таки, можно быть пессимистом, можно быть оптимистом, будем реалистами. Это лучше, чем ничего.

Испытательный полет самолета «Байкал» с российским двигателем и отечественным воздушным винтом подтвердил возможность создания полностью российского лайнера для малой авиации, заявил замглавы ведомства Геннадий Абраменков.