Федеральная налоговая служба выставила дорожным строительным компаниям общие претензии на сумму свыше 9,5 млрд рублей. Речь идет о десятках организаций, участвовавших в строительстве и реконструкции ключевых федеральных автотрасс, включая М-12, М-4 «Дон», Р-22 «Каспий», а также дорог в Подмосковье, Новой Москве и Санкт-Петербурге, пишут «Известия» со ссылкой на судебные решения арбитражных судов.

В среднем компании недоплатили налоги на сумму 300-700 млн рублей. Из судебных решений следует, что в основе претензий лежит использование фиктивного документооборота и операций с «техническими» контрагентами.

Эксперты считают, что до 60% компаний могут оказаться не в состоянии погасить доначисленные суммы и рискуют обанкротиться. Около 30% дорожников уже находятся в процедурах банкротства. Компании стараются оспорить эти решения, но в 95% случаях ФНС удается доказать свою позицию в суде.

Комментирует партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин:

— Это за несколько лет доначисление, то есть это совокупное доначисление, включая недоимку, пени, штраф, и в этом смысле сумма налога, скорее, составляет в районе 4 млрд. Обычно за три года с пенями и штрафом набегает еще практически столько же. Никакого удивления в том, что есть проблема в стройке с использованием технических компаний, нет, потому что проблеме не один десяток лет, и пока она вряд ли, к сожалению, решится, потому что есть цена труда, есть определенная, с одной стороны, какая-то жадность с точки зрения налогов, с другой стороны, кто-то хочет уместиться в какую-то цену и пытается, получается, незаконно за счет налоговой экономии дать более низкую цену. Это стандартная история для налоговой службы, технические компании — фирмы-одноневки выявляются уже достаточно автоматически. Вопрос, что будет с этими компаниями, которым доначислены, хороший, потому что если у них не хватит средств, то они завалятся в банкротство. Как практика показывает, к сожалению, в таких делах, даже если ты в целом готов на какой-то справедливый расчет доначислений, не всегда этот расчет будет справедлив, потому что подход проверяющих часто ставит проверяемых в позицию негодяев, а у негодяев прав нет, поэтому платите налоги не с прибыли, а с оборота, прибыли может быть в этот момент уже и не быть или не было никогда.

— Вдруг эти компании действительно обанкротятся, еще что-то, насколько это критично для всей отрасли?

— Здесь сложно сказать, надо смотреть, какие контракты у этой компании, но то, что это банкротство может подвергнуть риску неисполнения по другим контрактам, это факт. Потому что налоговые органы наложат обеспечительные меры, арестуют движение по счету, все понимают, что если счет заблокирован, то никакой предпринимательской деятельности вы осуществлять не можете.

За последние месяцы следователи возбудили ряд уголовных дел в отношении дорожников. Так, в октябре в Москве арестовали гендиректора «СК Автодор», прокладывавшего трассу М-12 до Казани, Рамиля Шайдуллина. Его обвиняют по статье «растрата в особо крупном размере». Сумма, которая фигурирует в деле, — 18 млрд рублей. В СИЗО находится и владелец «Волгадорстроя» Айрат Миннуллин. Преступление, за которое изначально его задержали, связано со стройкой участка трассы М-12: по версии СКР, руководство компании во время стройки трассы не вернуло неотработанный аванс почти в 2,5 млрд рублей в «СК «Автодор».