Более 20 российских марок одежды и обуви в 2025 году закрыли свои магазины
Закрытия произошли из-за целого ряда факторов: увеличилась доля онлайн-продаж в сегменте, выросли операционные расходы на содержание физических точек, добавилась налоговая нагрузка на бизнес и снизилась покупательная способность россиян
Читать на полной версииВ 2025 году более 20 российских брендов одежды и обуви закрыли все свои торговые точки. Годом ранее таких компаний было всего четыре. Это следует из данных консалтинговой организации CORE.XP, которые приводят «Ведомости».
Полностью прекратили свою деятельность такие продавцы одежды, как Incity, Noun, Yollo, а также специализирующиеся на реализации белья Deseo и Etam. В онлайн перешли, например, Face Code, Just Clothes, и Prav.da
Отдельные игроки сохранили офлайн-точки, но сократили их количество. Так, например, сеть спорттоваров Desport (ранее Decathlon) с февраля 2025 года оптимизировала сеть с 29 до 21 объекта. Gloria Jeans с конца 2023-го избавился от 100 точек.
Действительно ли продавцы одежды переживают трудные времена? Бизнес ФМ провела свой небольшой опрос.
Президент компании Baon Илья Ярошенко:
«Все российские фэшн-ретейлеры столкнулись с очень непростой ситуацией. Второй сезон подряд отсутствует зима. Очень много зимней одежды осталось с прошлого года. Была дилемма: или распродавать все со скидками 70%, или платить за хранение, за обслуживание банковских кредитов. И вот со всем этим товаром и новыми коллекциями мы вступили в осень-зиму 2025 года, а зимы снова не случилось. Наложилась еще куча всяких обстоятельств: падение покупательского спроса, катастрофическое падение трафика в офлайн-магазинах. Маркетплейсы подняли и еще будут поднимать комиссии. Поэтому 20 марками, я думаю, рынок не ограничится. Будет и уход 200 марок, а может, и больше. Что касается нас, мы будем очень пристально смотреть на свою розничную сеть и на те магазины, которые не показывают нужных результатов. Возможно, даже больше будем переправлять потоки в онлайн, будем приспосабливаться к маркетплейсам. Сейчас все от них зависят. 2008 год многие не пережили, был ужас. Сейчас кризис, сравнимый с 2008 годом. Нам тогда было очень тяжело, и мы не знали, выживем или нет. Выжили».
***
Владелец и гендиректор компании «Мануфактуры Малюгина» Александр Малюгин:
— Мы продаем на маркетплейсах, в собственном интернет-магазине и через наших торговых посредников. Весь год наши торговые посредники несли потери. Остались только самые стойкие, самые эффективные. Причина была связана с введением маркировки. У нас часть клиентов работала на патенте. Как только ввели маркировку, под нее попала самая ходовая позиция — обувь, которая не может быть продана на патенте. И сразу эти клиенты лишились существенной части дохода. Также это влияние онлайн-торговли, маркетплейсов, которые обыгрывают офлайн-торговлю. Хотя на самом деле, конечно, должны существовать оба канала. Маркетплейсы не решают все задачи. Экономику охлаждают, охлаждают сильно — доохлаждались до воспаления легких. Это в сегменте сказывается на результате и в офлайн-торговле. А когда в конце года пошли новости, что будет новая система налогообложения, это еще добавило страхов, многие потеряли интерес к своему делу.
— Какие-то ваши магазины закрылись в этом году?
— Да. Есть те, у кого не просто снижались продажи, а кто прекратил работу. Иными словами, у 30% наших клиентов падение продаж весьма существенное. Не на что опереться, нет хороших новостей.
***
Владелец фабрики по производству одежды, крупный продавец на маркетплейсах Лео Шевченко:
— Год был тяжелый, но самое главное — это будущий год, он будет еще тяжелее. Действительно, очень многие точки офлайн закрываются и хотят перейти в онлайн, но в онлайне тоже проблема — все дорожает. Рекламироваться можно только в «Яндексе» и VK, но там все очень дорого. Если мы говорим про маркетплейсы, там, к сожалению, тоже очень сильно все подорожало, плюс поднялась стоимость логистики, хранения. И в будущем году повышаются налоги. Я думаю, что, если говорить именно про тех, кто торгует на маркетплейсах, про селлеров, в 2026 году уйдет, мне кажется, половина селлеров. Если мы говорим про офлайн, там тоже ситуация не самая хорошая, потому что отток покупателей продолжается.
— У вас же есть офлайн-магазины?
— Уже нет. Мы офлайн закрыли в прошлом году. Мы увидели, что большой переток пошел в онлайн. Поэтому сейчас и оптовые направления, и розничные продажи только в онлайне, через собственный сайт и через маркетплейсы.
***
Гендиректор Finn Flare Ксения Рясова:
«2025 год для ретейла был очень тяжелым, хотя нас пугают, что 2026 год будет еще тяжелее. Я почему-то верю, что будет легче — сейчас много магазинов было закрыто. Соответственно, ситуация с рабочей силой стала не такая тяжелая, какой она была в течение 2025 года: зарплаты росли, людей все равно не было, люди работали и не старались, потому что работы все равно было очень много на рынке. Сейчас, поскольку магазины закрываются, люди стали держаться за свою работу, работают лучше, их стало больше. Поэтому, на мой взгляд, 2026 год будет значительно лучше, чем 2025-й. Мы сократили количество офлайн-магазинов, мы закрыли около 20 магазинов, но мы закрывали магазины, плохо торгующие в маленьких торговых центрах в Москве, в Питере и в регионах. Мы планируем активно увеличивать выручку с квадратного метра за счет сервиса, за счет лучшей коллекции, за счет маркетинга. Плюс мы активно продвигаемся на маркетплейсах. И, собственно, интернет-магазин тоже в росте. Как-то все мы утрясли, устаканилось все. Смотрим с позитивом в будущее».
Ранее Сбербанк зафиксировал сокращение расходов россиян на одежду и обувь: в ноябре они упали на 8% год к году. В режим экономии россияне перешли прошлой зимой, и с тех пор тратят все меньше, свидетельствует статистика SberIndex. В свою очередь, в Союзе торговых центров отмечали, что с падением трафика столкнулись 80% ТЦ, у 60% посещаемость снизилась на 10%.