В топы музыкальных чартов все чаще попадают ИИ-композиции
Пока одни звезды борются за авторские права и живое искусство, другие без стеснения заполняют стриминги треками от нейросетей и набирают миллионы прослушиваний. А пользователи в массе своей не могут отличить живое произведение от сгенерированного нейросетью
Читать на полной версииЕсть кто живой? В топы российских стримингов наравне с реальными артистами все чаще попадает искусственный интеллект. А в ноябре нейропесня виртуального исполнителя Breaking Rust впервые возглавила американский топ Billboard.
Пока одни звезды борются за авторские права и живое искусство, другие без стеснения заполняют стриминги треками от нейросетей и набирают миллионы прослушиваний.
Вершины российских чартов пестрят исполнителями, созданными искусственным интеллектом. «Яндекс» подсчитал, что почти 70% артистов используют нейросети в своей работе. Стриминг решил, что, если систему уже не победить, то ее стоит возглавить, и создал обновляемый плейлист «Люди ИИскусства». Разброс жанров поражает — от танцевальной попсы до душераздирающей лирики. К концу года из топ-тысячи артистов 27 были искусственным интеллектом.
Всевозможные чаты GPT, а главное, музыкальные нейросети вроде Suno развязывают креативщикам руки, позволяя любому желающему выйти на стриминг и в считанные минуты получить так называемый хит. Готовую песню с аранжировкой и вокалом в любом жанре, да еще и с обложкой сингла. Не зря мировые звезды привлекают внимание к проблеме авторских прав, напрямую связанной с нейросетями, говорит музыкальный критик Евгений Бабичев:
Евгений Бабичев музыкальный критик «Если вслушиваться в мелодии, интонации, уже сам подход генерации этих мелодий понятен. Песни, которые сделаны искусственно, спокойно можно отличить от песен, которые пишут авторы по старинке. Элтон Джон, Пол Маккартни — неслучайно они бьют в набат и кричат о том, что эту историю надо как-то ограничивать, потому что сегодня первые места хит-парадов, а завтра премии Грэмми и гонорары... А с чем тогда останутся авторы, которые категорически не приемлют такой вариант? Хочется, чтобы в авторах были настоящие живые люди. Просто вносится сумятица в историю шоу-бизнеса. Когда уже тоннами появляется фейковый материал, якобы неизданный альбом Beatles, найденный записанный альбом Элвиса Пресли, хотя на самом деле это все фейк. Но пока еще мы можем, например, проверить у Пола Маккартни, у Ринго Старра. А когда этих людей уже не будет на этом свете, мы у кого будем спрашивать?»
Мировые лейблы уже вовсю борются за настоящее искусство, но, похоже, проигрывают технологиям. Universal Music, Sony Music и Warner Records еще летом 2024 года направили многомиллионный иск против Suno и Udio за использование музыкальных произведений без разрешения артистов. Правда, уже в ноябре этого года Warner примирилась с Suno и вышла из спора, заключив с сервисом соглашение на использование музыки из каталога за подписку. Тогда же Suno сообщила о привлечении инвестиций в 250 млн долларов при оценке компании в почти 2,5 млрд долларов.
Первое громкое дело есть и в России. Кавер нейросети на песню Снегурочки из советского мультика «Ну, погоди» удалили из сети и чарта «Яндекс Музыки». Претензии к создателям предъявил сам автор слов и композитор Юрий Энтин. Трек удалили спустя четыре дня после релиза, но миллионы прослушиваний он набрать успел. Картинку для клипа создала Midjourney, а звук все та же Suno — под руководством бурятской блогерши и фотографа Саши Комович. По ее словам, она указала автора стихов и пообещала отчислять ему деньги за каждое прослушивание, но, похоже, одобрения не получила.
Комментирует основатель информационного агентства «Интермедиа» Евгений Сафронов:
Евгений Сафронов основатель информационного агентства «Интермедиа» «Искусственный интеллект может взять произведение и его изменить. С точки зрения аранжировки, того же текста. Но это уже переработка, в соответствии с юридическими нормами. И использование, например, «Снегурочки» в произведении, якобы созданном искусственным интеллектом, — на самом деле, оно создано человеком с применением искусственного интеллекта как инструмента. Человек же и отвечает за нарушение авторских прав. Если в музыке еще можно поиграть нюансами, сказать, что вот эта последовательность взята из моего произведения, здесь можно доказывать, можно не доказывать. А вот с текстом проще, потому что текст использован, там буквы, слова, и здесь любой судья вполне может сказать, что слова те же, использованы без разрешения — будьте добры, штраф. Чарты как таковые вообще создаются по определенным принципам. Это скорее такой маркетинговый ход. Чарты создать сейчас вообще нельзя, потому что не отслеживаются продажи, не отслеживается распространение, и каждый составитель чартов обязательно уходит в достижение своих собственных финансовых интересов. И самое главное, зачем нужна продажа, если вся музыка в итоге все равно будет бесплатной. Как тогда считать? Потому что скачивание посчитать в музыке нельзя. Это может посчитать только владелец, а владелец имеет свои интересы».
И поскольку доверие ко всевозможным подборкам, чартам и топ-листам уже пропадает, возникает большое желание поставить старого доброго Меркьюри. Тем более, что у Queen к тому же выходит ранее неизданная рождественская песня, написанная в 60-е. Словам гитариста Брайана Мэя в эфире его радиошоу Planet Rock верить, кажется, можно.