Есть кто живой? В топы российских стримингов наравне с реальными артистами все чаще попадает искусственный интеллект. А в ноябре нейропесня виртуального исполнителя Breaking Rust впервые возглавила американский топ Billboard.

Пока одни звезды борются за авторские права и живое искусство, другие без стеснения заполняют стриминги треками от нейросетей и набирают миллионы прослушиваний.

Вершины российских чартов пестрят исполнителями, созданными искусственным интеллектом. «Яндекс» подсчитал, что почти 70% артистов используют нейросети в своей работе. Стриминг решил, что, если систему уже не победить, то ее стоит возглавить, и создал обновляемый плейлист «Люди ИИскусства». Разброс жанров поражает — от танцевальной попсы до душераздирающей лирики. К концу года из топ-тысячи артистов 27 были искусственным интеллектом.

Всевозможные чаты GPT, а главное, музыкальные нейросети вроде Suno развязывают креативщикам руки, позволяя любому желающему выйти на стриминг и в считанные минуты получить так называемый хит. Готовую песню с аранжировкой и вокалом в любом жанре, да еще и с обложкой сингла. Не зря мировые звезды привлекают внимание к проблеме авторских прав, напрямую связанной с нейросетями, говорит музыкальный критик Евгений Бабичев:

Евгений Бабичев музыкальный критик «Если вслушиваться в мелодии, интонации, уже сам подход генерации этих мелодий понятен. Песни, которые сделаны искусственно, спокойно можно отличить от песен, которые пишут авторы по старинке. Элтон Джон, Пол Маккартни — неслучайно они бьют в набат и кричат о том, что эту историю надо как-то ограничивать, потому что сегодня первые места хит-парадов, а завтра премии Грэмми и гонорары... А с чем тогда останутся авторы, которые категорически не приемлют такой вариант? Хочется, чтобы в авторах были настоящие живые люди. Просто вносится сумятица в историю шоу-бизнеса. Когда уже тоннами появляется фейковый материал, якобы неизданный альбом Beatles, найденный записанный альбом Элвиса Пресли, хотя на самом деле это все фейк. Но пока еще мы можем, например, проверить у Пола Маккартни, у Ринго Старра. А когда этих людей уже не будет на этом свете, мы у кого будем спрашивать?»

Мировые лейблы уже вовсю борются за настоящее искусство, но, похоже, проигрывают технологиям. Universal Music, Sony Music и Warner Records еще летом 2024 года направили многомиллионный иск против Suno и Udio за использование музыкальных произведений без разрешения артистов. Правда, уже в ноябре этого года Warner примирилась с Suno и вышла из спора, заключив с сервисом соглашение на использование музыки из каталога за подписку. Тогда же Suno сообщила о привлечении инвестиций в 250 млн долларов при оценке компании в почти 2,5 млрд долларов.

Первое громкое дело есть и в России. Кавер нейросети на песню Снегурочки из советского мультика «Ну, погоди» удалили из сети и чарта «Яндекс Музыки». Претензии к создателям предъявил сам автор слов и композитор Юрий Энтин. Трек удалили спустя четыре дня после релиза, но миллионы прослушиваний он набрать успел. Картинку для клипа создала Midjourney, а звук все та же Suno — под руководством бурятской блогерши и фотографа Саши Комович. По ее словам, она указала автора стихов и пообещала отчислять ему деньги за каждое прослушивание, но, похоже, одобрения не получила.

Комментирует основатель информационного агентства «Интермедиа» Евгений Сафронов:

Евгений Сафронов основатель информационного агентства «Интермедиа» «Искусственный интеллект может взять произведение и его изменить. С точки зрения аранжировки, того же текста. Но это уже переработка, в соответствии с юридическими нормами. И использование, например, «Снегурочки» в произведении, якобы созданном искусственным интеллектом, — на самом деле, оно создано человеком с применением искусственного интеллекта как инструмента. Человек же и отвечает за нарушение авторских прав. Если в музыке еще можно поиграть нюансами, сказать, что вот эта последовательность взята из моего произведения, здесь можно доказывать, можно не доказывать. А вот с текстом проще, потому что текст использован, там буквы, слова, и здесь любой судья вполне может сказать, что слова те же, использованы без разрешения будьте добры, штраф. Чарты как таковые вообще создаются по определенным принципам. Это скорее такой маркетинговый ход. Чарты создать сейчас вообще нельзя, потому что не отслеживаются продажи, не отслеживается распространение, и каждый составитель чартов обязательно уходит в достижение своих собственных финансовых интересов. И самое главное, зачем нужна продажа, если вся музыка в итоге все равно будет бесплатной. Как тогда считать? Потому что скачивание посчитать в музыке нельзя. Это может посчитать только владелец, а владелец имеет свои интересы».

И поскольку доверие ко всевозможным подборкам, чартам и топ-листам уже пропадает, возникает большое желание поставить старого доброго Меркьюри. Тем более, что у Queen к тому же выходит ранее неизданная рождественская песня, написанная в 60-е. Словам гитариста Брайана Мэя в эфире его радиошоу Planet Rock верить, кажется, можно.