В порту Бриндизи на юге Италии арестовали судно, груженное черным металлом, предположительно, пришедшее из России. Причина — нарушение санкций ЕС. Видео, на котором сотрудники финансовой гвардии и таможни поднимаются на борт, приводят итальянские СМИ.

Судно под флагом государства из Океании с грузом более 33 тысяч тонн черных металлов якобы с 13 по 16 ноября 2025 года находилось в порту Новороссийска, внесенном в санкционный список, выполняя запрещенные погрузочно-разгрузочные работы, говорится в заявлении прокуратуры. После прибытия судна в порт Бриндизи таможня выявила несоответствия и подделки в судовой документации, касающейся мест остановок и операций по погрузке, говорится в заявлении местной прокуратуры.

Означает ли это, что у России есть теневой флот для перевозки чермета и на него началась охота? Комментирует независимый промышленный эксперт Максим Худалов.

Максим Худалов независимый промышленный эксперт «Про наличие российского «теневого флота» для перевозки черных металлов до сих пор не было ничего известно. Лично у меня как у эксперта рынка есть определенные сомнения, что это именно наше судно и работает в рамках так называемого серого флота. Есть четкое понимание, что те цены, по которым Россия сейчас поставляет на мировые рынки черное металлургическое сырье и продукцию черной металлургии, существенно ниже, чем мировые уровни цен. Поэтому, действительно, на фоне того, что с 1-го числа в Европе действует Carbon Border Adjustment Mechanism — тот самый углеродный налог, — судовладельцу было выгодно выдать груз, который он приобрел в России, за товар, который имеет легитимное с точки зрения европейского законодательства происхождение, и на этом неплохо заработать. Поэтому здесь, думаю, что более это похоже не на целенаправленную акцию по дальнейшему удушению морской коммуникации Российской Федерации, что, безусловно, может иметь место, а в свете последних действий американцев и отсутствия внятного ответа с нашей стороны, что такие действия недопустимы, здесь больше похоже на то, что сыграл элемент некоторой жадности у судовладельца, который, действительно, пользуясь тем, что российская продукция сильно дешевле международных аналогов, решил рискнуть и поставить продукцию, приобретенную из России, напрямую в Италию. Подобные операции, по слухам, имели место и ранее, но обычно они проходят через сложную процедуру подготовки документов, и в большей степени наши грузы все-таки идут в сторону азиатских и ближневосточных покупателей».

Итальянские власти проводят расследование в отношении четырех человек — импортера, судовладельца и двух членов экипажа. Все они обвиняются в нарушении ограничительных мер, введенных Европейским союзом. Их национальность не указывается. Они также подозреваются в попытке скрыть маршрутный лист путем отключения системы самоидентификации судов, «предположительно, с целью обхода геолокации и препятствования инспекционной деятельности компетентных органов».

Насколько это серьезные нарушения? И что может грозить за них? Отвечает российский адвокат в Лондоне, юрист Владимир Гладышев:

Владимир Гладышев российский адвокат в Лондоне «Когда судно находится в порту государства, судно находится под юрисдикцией, то есть под властью государства порта. Законодательство Италии состоит в том числе из законодательства, которое было принято на уровне европейского сообщества относительно санкций в отношении России. Законодательство это принимается на уровне ЕС в рамках единой внешней и оборонной политики ЕС, но потом применяется на уровне конкретных законов каждым конкретным государством. То есть Италия в данном случае арестовывает, потому что есть законодательство, которое Италия применяет. Вопрос, насколько это правомерно. В принципе любые санкции, которые принимаются в обход и без разрешения Совета Безопасности ООН, являются нарушением международного права. Этот груз, который был задержан, задержан незаконно и в нарушение десятка норм международного права. Будут ли на это обращать внимание итальянские власти? Нет, не будут, потому что в европейском сообществе есть так называемая публичная политика — штука, которая даже до некоторой степени выше законов. То есть они говорят: а мы даже не будем рассматривать ни одно заявление о том, что наши санкции как-то незаконны. Это такая отмазка этих всех европейских стран. Наказание за нарушение санкций устанавливает каждая страна отдельно. Как правило, это достаточно высокие штрафы. И в ряде случаев, если будет доказано умышленное нарушение антироссийских санкций, это может быть тюремное заключение для капитана судна как минимум, и для членов экипажа тоже, если будет доказано их соучастие».

Представители управления Бриндизи не называли имя корабля и подробности операции, включая состав экипажа. Однако утверждается, что капитан судна якобы «препятствовал разбирательству», а также «вводил проверяющих в заблуждение» своими заявлениями. В открытых источниках, отслеживающих морское движение, информации о находящемся в порту на юге Италии грузовом судне не содержится.