Оценивая обстановку, часть II: нужны ли друг другу девелоперы и производители мебели
Полностью или частично меблированных квартир на современном рынке новостроек немного, но мебельщики все равно называют девелоперов важными партнерами. Хотя бы потому, что квартиры — это далеко не все, да и «квартирно-мебельный» потенциал явно исчерпан не до конца
Читать на полной версииЕсли о полностью или частично меблированных квартирах (о которых шла речь в первой части материала) жилые девелоперы говорят как о нишевом и довольно редком массмаркет-продукте, создание которого наталкивается на целый ряд проблем, то меблировку общественных зон считают крайне важной составляющей любого девелоперского проекта, а вовсе не его декоративным дополнением. По наблюдениям руководителя отдела архитектуры и дизайна ГК «ФСК» Ильи Илюхина, сегодня меблировка — одно из конкурентных преимуществ девелопера и даже в комфорт-классе она широко присутствует, пусть и в ограниченной номенклатуре.
«Главная сложность на этом рынке — дефицит подрядчиков, которые готовы создавать сложные мебельные изделия, сочетающие в себе несколько материалов и требующие наличия производства широкого спектра. Лишь небольшой пул контрагентов способен выполнить такие работы под ключ», — сетует эксперт.
«Холлы, лобби, зоны ожидания формируют первое впечатление о доме и во многом задают стандарт повседневной жизни. Здесь девелопер всегда работает на балансе нескольких факторов. Пространство должно быть уютным и визуально выразительным, но при этом рассчитанным на интенсивную эксплуатацию. Мы очень внимательно относимся к материалам, конструкциям и износостойкости мебели, потому что это напрямую влияет на экономику обслуживания дома в будущем», — продолжает директор по продукту компании UDS Булат Мирзаханов.
Булат Мирзаханов директор по продукту компании UDS «Условно говоря, эффектный, но недолговечный текстиль может здорово выглядеть на рендерах, но в эксплуатации быстро превращается в большую проблему. Поэтому требования к производителям мебели для общественных зон у девелоперов достаточно высокие: устойчивость, качество материалов, долгосрочный жизненный цикл изделия. Задача девелопера — создать пространство, которое будет одинаково достойно выглядеть и в первый день после сдачи дома, и спустя несколько лет. И здесь мебель — такой же инженерный элемент среды, как освещение или навигация, просто работающий на эмоции».
Генеральный директор компании «Главстрой-недвижимость» Алексей Гусев согласен с коллегой: если говорить о меблировке общественных зон, требования девелоперов здесь достаточно четкие и универсальные. Как правило, это сочетание трех факторов: дизайна, высокой износо- и вандалостойкости, разумной стоимости. «Общественные пространства испытывают серьезную нагрузку. Для девелопера принципиально важно, чтобы через два-три года они не выглядели уставшими и не требовали срочной замены мебели», — поясняет собеседник Бизнес ФМ.
Алексей Гусев генеральный директор компании «Главстрой-недвижимость» «При этом в проектах бизнес-класса и выше роль общественных пространств выходит за рамки утилитарной функции. Меблировка и оформление МОПов становятся частью пользовательского опыта и восприятия класса дома в целом. Здесь важны материалы и износостойкость, сценарии использования, визуальное качество, ощущение завершенности проекта. Такие пространства работают как продолжение квартиры, усиливают ценность продукта и напрямую влияют на конкурентоспособность и ликвидность жилого комплекса».
Вообще, что касается общественных зон, то, по мнению руководителя по сервису и эксплуатации компании Plus development Юлии Воробьевой, застройщики стали гораздо более требовательными, чем пять-семь лет назад. «Тут очень много деталей. К примеру, нужна реальная ремонтопригодность, возможность замены модулей без разборки всего каркаса, ткань с антибактериальной пропиткой, и к тому же легко моющаяся, и так далее», — перечисляет эксперт.
Юлия Воробьева руководитель по сервису и эксплуатации компании Plus development «В целом, если говорить только о МОПах, идет битва за качество, ремонтопригодность и долговечность, а не за «вау-эффект на рендерах». Претензии же к мебельщикам обычно касаются срыва сроков поставок, несоответствия качества, отсутствия серьезной кастомизации. При этом хорошие российские фабрики (а их стало заметно больше после 2022-2023 годов) уже научились проявлять инициативу: приходят с тремя-четырьмя вариантами, предлагают собственные инженерные решения, сами делают прототип модуля за свой счет, чтобы попасть в проект. С такими компаниями работать приятно и взаимовыгодно. Самые продвинутые мебельщики уже переходят от позиции «поставим, что нарисуете» к позиции «давайте вместе придумаем, чтобы через десять лет не стыдно было».
Что касается упомянутого в прошлый раз гостиничного рынка, также максимально плотно сотрудничающего с мебельщиками, то, по словам управляющего партнера Domina group Владимира Маслова, здесь тоже требования к производителям мебели простые, и они неизменны всегда.
Владимир Маслов управляющий партнер Domina group «Мы работаем с профессионалами с опытом работы в гостиничном сегменте, и в техническом задании прописываем качественные материалы, которые прослужат более десяти лет при интенсивной эксплуатации. Если данные пункты соблюдены, то претензий нет. Верно ли участники тендера поняли наше задание, мы всегда проверяем на пилотном номере. Это обязательное условие для заключения договора поставки на весь объем. Как правило, какие-то особые «хотелки» есть не у девелопера, а у дизайнеров. И тут профессиональный поставщик мебели предостерегает от решений, которые в дальнейшем повлекут сложности в эксплуатации. Основная задача девелопера — это подобрать команду профессионалов, которая понимает цели и задачи создаваемого пространства. А именно — построить уникальный объект, при этом использовав качественные и долговечные материалы».
Как считает директор по закупкам AZIMUT hotels Екатерина Багрова, сегодня условия на рынке мебели диктует покупатель. «Конкуренция между производителями стала крайне высокой, что вынуждает их не только соперничать друг с другом, но и проявлять максимальную гибкость в работе с клиентами. При примерно равных технических возможностях выделяться можно качеством сервиса и скоростью реагирования на претензии. В целом сегодня все научились быстро и эффективно решать возникающие вопросы», — утверждает эксперт.
Екатерина Багрова директор по закупкам AZIMUT hotels «Для нас как для гостиничного оператора ключевыми критериями выбора поставщика остаются качество, надежность продукции и соблюдение сроков изготовления. Поскольку средний срок окупаемости отеля примерно десять лет, мебель должна сохранять свои свойства в течение долгого времени. Сэкономив на матрасе или кровати при открытии, мы можем столкнуться с их поломкой уже через год. Это приведет к выводу номеров из эксплуатации и прямым убыткам. Современные поставщики действительно научились слышать заказчика и предлагать решения для улучшения продукции. У нас есть большой список аккредитованных партнеров, которые хорошо знакомы с нашими стандартами. При этом мы всегда открыты для новых предложений и готовы пополнять нашу базу поставщиков».
Тут, наверное, настала пора дать слово самим производителям мебели. С какими запросами в основном обращаются к ним девелоперы и всегда ли можно эти запросы удовлетворить, соблюдая баланс в треугольнике «скорость, качество, цена»? По их наблюдениям, объем предложения лотов с меблировкой растет или сокращается? Что может или должно произойти, чтобы контакты застройщиков и мебельщиков стали более тесными? Да и вообще, насколько сильно производители мебели заинтересованы в таком партнерстве?
Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России
«Выбор мебели застройщиками всегда зависит от класса жилья и его стоимости. Но покупателей не ограничивают и обычно предлагают на выбор различные варианты по дизайну и стоимости, что делает такие предложения более гибкими. За последние восемь лет с момента начала обсуждения обязательной меблировки квартир спрос на готовое жилье с мебелью вырос в 3,5 раза, а предложение — в пять раз. Цифры говорят сами за себя. Если в 2019 году около 2% квартир в новостройках городов-миллионников продавались с чистовой отделкой и мебелью, то на данный момент доля таких квартир выросла до 25%. К сожалению, в 2025 году Минстрой временно отложил законопроект о включении меблировки в ипотечный кредит. Но застройщики и банки уже давно научились включать мебель в пакетное предложение без отдельного закона».
***
Сергей Воронов, генеральный директор Dantone home
«Последние пять лет мы наблюдаем, как взаимоотношения между девелоперами и производителями мебели трансформируются из классической схемы «заказчик — поставщик» и единичных заказов в модель интегрированного стратегического, долгосрочного партнерства. В условиях высокой конкуренции девелоперы ищут единого подрядчика, способного взять на себя полный цикл задач: от инженерной проработки и массового производства до логистики и монтажа. Такой подход кардинально меняет эффективность строительного цикла, переводя его с фрагментированных процессов на скоростной и управляемый рабочий процесс. И рост числа комплексных контрактов подтверждает, что подход, выстроенный на глубокой интеграции в проект на ранних стадиях, отвечает ключевой потребности рынка — управляемости сроков и бюджета. Главный запрос от современных девелоперов, особенно в премиальном сегменте, — создание решений, формирующих УТП объекта, и иногда это запрос-вызов для производителя, от которого требуется высочайшая точность в воплощении авторского замысла. Конечно, крайне важно, чтобы наши предложения были полностью синхронизированы с актуальными трендами: уходом от стерильного минимализма в сторону тактильности и комфорта, фокусом на вневременной дизайн и безупречную эргономику, что в итоге формирует главную ценность для конечного покупателя. Не буду скрывать: девелоперы — стратегически важные для нас партнеры, что подтверждается глобальной практикой. Устойчивый рост мирового рынка контрактной мебели во многом обусловлен активностью в коммерческой и гостиничной недвижимости. Чтобы заинтересованность в таком партнерстве стала повсеместной, необходим сдвиг в парадигме взаимодействия. Речь идет о раннем вовлечении производителя в проект, о переходе от обсуждения цены за единицу к анализу общей стоимости владения активом и открытой кооперации ради общей цели — создания комфортной и ценной среды для будущих пользователей. Наша основная ценность для девелопера сегодня — это перевод мебели из статьи переменных расходов в инструмент управления ключевыми рисками проекта: сроком, бюджетом и конечной потребительской стоимостью объекта. В этом и заключается смысл настоящего партнерства».
***
Александр Шнурко, операционный директор компании «Монзе»
«Если говорить про динамику взаимоотношений, корректнее опираться на последние года три: в 2020-2021 годах и начале 2022-го картина была сильно искажена из-за пандемии и геополитических событий, поэтому часть решений принимались ситуативно. А вот в последние два-три года можно говорить о четкой тенденции: доля объектов с меблировкой от застройщика сокращается. В жилой недвижимости многие девелоперы при продаже площадей ушли в форматы white box, а в офисной — даже в «бетон». По нашим наблюдениям, если раньше в строящихся ЖК могло быть до 50% квартир с мебелью, то сейчас их 15-20%. Это связано с рядом причин, но основная из них — высокие ежемесячные платежи по ипотеке. Покупателям стало сложно оплачивать дополнительные опции, такие как отделка и меблировка. Но в жилом сегменте стабильно востребована комплектация МОПов и других общих зон. Отдельная устойчивая ниша — офисы продаж и шоурумы, где застройщику важно показать будущим пользователям сценарии жизни в его проекте. В коммерческой недвижимости ситуация другая: здесь растет число объектов для меблировки, но, как правило, эта задача ложится на резидентов. Причем коммерческий сегмент, по нашим наблюдениям, сейчас дает основной объем запросов: компании оснащают «под себя» новые офисы, в том числе штаб-квартиры. В частности, мы видим это по среднему и верхнему ценовому сегментам, в которых работаем наиболее активно. Таким образом, плотнее всего производители мебели пересекаются с девелоперами там, где речь идет об общих пространствах и демонстрационных зонах. Также это происходит в проектах, где заказчику важно подчеркнуть индивидуальность интерьера, — клубные дома, объекты премиального класса, офисы под собственные нужды. Чаще всего девелоперы приходят к нам с вполне понятными задачами. Принципиальных противоречий между тем, чего хотят заказчики, и тем, что мы можем предложить, обычно не возникает. У нас проектное производство, мы можем подстраиваться под запрос в рамках заявленного бюджета, реальных сроков и доступных на сегодня технологий. Бывают ситуации, когда нужно откорректировать ожидания — объяснить, что в дизайн-проекте отражена идея, но не всегда учтены нюансы производства. Наша роль — показать, как ее адаптировать к реальности».
Что касается будущих взаимоотношений девелоперов и производителей мебели, то один из ключевых факторов — стоимость заемных денег, думает Александр Шнурко. «Мы уже видели, как при доступной ипотеке доля меблированных предложений в ЖК была существенно выше, чем сегодня. Хотя дело не только в ставке, но и в том, как девелопер подходит к реализации проекта в целом. Сейчас на старте часто продается определенный сценарий жизни, который транслируется через визуализации и маркетинговую кампанию в целом. Но детальная проработка интерьеров нередко откладывается на конечный этап (ближе к сдаче ЖК) или передается конечному пользователю. В итоге не все из заявленного удается воплотить», — говорит эксперт.
Он уверен: важно, чтобы этот подход менялся в сторону последовательной реализации анонсированной задумки. И тогда девелоперская потребность в партнерстве с мебельными компаниями вырастет естественным образом.
* Есть в распоряжении Бизнес ФМ