Украина и Россия по отдельности подпишут с США 20-пунктный мирный план. Такое заявление сделал глава украинского МИД Андрей Сибига. По его словам, подписей стран Евросоюза в документе не будет.

При этом Сибига подчеркнул: Москва и Киев подписывают документ с США, а не между собой. Самыми проблемными пунктами мирного плана остаются вопросы территорий и Запорожской АЭС, отметил министр. И Зеленский готов лично встретиться с Путиным для обсуждения этих моментов.

Насколько Москву устраивает подобная конфигурация и что означают эти заявления Киева, комментирует Андрей Кортунов, политолог-международник, эксперт клуба «Валдай»:

— В конечном счете все равно Россия и Украина должны подписать двустороннее соглашение, поскольку конфликт все-таки преимущественно между Москвой и Киевом, соответственно, без прямого взаимодействия завершить этот конфликт невозможно. Соединенные Штаты могут выступать в качестве посредника, медиатора, первые соглашения могут быть подписаны Соединенными Штатами, но они касаются тех вопросов, в которых Соединенные Штаты могут играть какую-то роль, — например, вопросы гарантий безопасности Украины. Естественно, что без Америки такое соглашение едва ли может быть заключено. Такой механизм, конечно, достаточно сложный, но да, в качестве первого шага разумно, если будут какие-то достигнуты договоренности параллельно между Москвой и Вашингтоном и Вашингтоном и Киевом.

— А что означает заявление о готовности Зеленского встречаться по вопросам территорий и Запорожской АЭС?

— Такая встреча, по-видимому, возможна после того, как в ходе параллельных переговоров с Москвой и с Киевом будут преодолены те разногласия, которые пока что по этим вопросам существуют. Но сейчас встречаться по территориям, по всей видимости, бессмысленно, поскольку нет совпадения позиций. То же самое относится и к Запорожской атомной станции: у Киева и Москвы разные взгляды на то, как она должна функционировать после завершения активной фазы специальной военной операции. Поэтому эта встреча может состояться, когда и если в ходе параллельных переговоров с участием Вашингтона будет достигнуто преодоление принципиальных расхождений в позициях, которые мы сейчас по-прежнему наблюдаем.

— Что касается позиции Москвы, как вам кажется, в целом эти заявления Москву могут заинтересовать?

— Москва готова к такого рода встречам, но на тех условиях, о которых российская сторона говорила. Есть слухи, хотя и неподтвержденные, что российская позиция сместилась в сторону большей гибкости, в частности Россия уже не настаивает на установлении полного контроля над всей территорией Херсонской и Запорожской областей. Если будут зафиксированы встречные шаги с украинской стороны, поскольку пока что Киев не готов ни к каким подвижкам, касающимся признания статуса этих спорных территорий или фиксации нейтрального статуса Украины, — вот этого всего пока что от Киева мы не слышим. Нет готовности проявить гибкость по фундаментальным вопросам урегулирования конфликта.

Первоначальную версию мирного плана Штаты представили еще в прошлом году. Изначально в нем было 27 пунктов. Последний вариант документа из 20 тезисов американцы представили в Кремле на прошлой неделе. В российском МИД отметили: новый план радикально отличается от тех 27 пунктов, которые Россия прорабатывала с США.

Впервые положения плана из 20 пунктов публично озвучил Владимир Зеленский. Условия касались соглашения о ненападении между Россией и Украиной, подтверждения украинского суверенитета и прочных гарантий безопасности. Также речь шла о том, что численность ВСУ будет установлена на уровне 800 тысяч человек в мирное время.