Обновлено в 17:33

У российских компаний растет зарплатный долг. По состоянию на конец прошлого года задолженность по зарплате в России составила около 2,027 млрд рублей. Это почти на 15% больше, чем месяцем ранее, сообщает Росстат. В годовом выражении зарплатный долг удвоился.

Около 80% задолженности накопилось в течение 2025 года, примерно 16% не выплачено еще с 2024-го. А застарелые долги, которые тянутся еще с 2023 года, составляют 5,5%.
Больше всего задолжали работодатели в строительстве — приводится оценка в 23% от общего долга. Но научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович рассказывает, что эта цифра на деле больше в несколько раз:

Георгий Остапкович научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Эта сумма, 2 миллиарда, — незначительная. 2 миллиарда на все отрасли экономики, задержка по заработной плате — это по сравнению с девяностыми годами, даже с двухтысячными, — это вообще разговор ни о чем. Но смущает, что тенденция идет к росту. Но нужно смотреть структуру задолженности: где-то процентов 65, если не 70, — это задолженность строительных организаций. Действительно, стройка попала сейчас в очень сложный период, особенно после ухода ипотеки для всех. В строительстве падает прибыль, падает финансовое обеспечение. И вот это все передается на общее состояние задолженности под стройки. Я думаю, что стройки, по крайней мере крупные стройки, должны добиться государственной помощи. Собственно говоря, «Самолет» вот сейчас попросил правительство в виде выдачи им 50 миллиардов. Я бы не делал бы каких-то фантастических отрицательных выводов, потому что промышленность выглядит достаточно уверенно с точки зрения задолженности. Задолженность бывает всегда».

Операционный директор ГК «РКС Девелопмент» Артем Сагирян подтверждает: проблема задолженности в сфере строительства действительно есть. И она связана сразу с несколькими факторами:

Артем Сагирян операционный директор ГК «РКС Девелопмент» «Именно в нашем секторе из того, что я вижу, накопления долгов у застройщиков нет. Потенциально есть накопления долгов по заработной плате у подрядчиков. И это скорее связано с тем, что девелоперы или строители не успевают выплачивать в сроки какие-то обязательства. Я это отношу к сложной финансовой ситуации, связанной с тем, что темп продаж упал, а стоимость строительства и стоимость денег сильно возросла. Конечно, когда ты находишься в кризисе, когда у тебя проседают продажи, а стоимость растет — и стоимость денег, и стоимость материалов, и стоимость рабочей силы, — то, естественно это приводит к более жесткому контролю, к меньшему числу привлекательных, но рискованных проектов, к более аккуратному подходу к выбору работ, которые ты будешь делать, с тем чтобы не попасть в финансовые затруднения».

Среди других проблемных сфер называют здравоохранение и соцсферу, образование и обрабатывающие производства. Председатель Общероссийского профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал рассказывает, что в здравоохранении задержки выплат действительно есть. Но это незначительно на фоне других проблем:

Андрей Коновал председатель Общероссийского профсоюза медработников «Действие» «Проблема с задолженностью перед сотрудниками учреждений здравоохранения именно по зарплате не настолько велика, то есть ее сложно сравнить, например, с тем, что было в девяностые годы. Тем не менее в последнее время отдельные сигналы на этот счет появляются в целом. Проблема зарплат в здравоохранении связана с их недостаточно высоким размером, где-то откровенно очень низким, особенно у среднего и младшего медицинского персонала. Размеры зарплат в расчете на ставку — буквально на уровне выживания. Нередко там просто идет даже доплата до МРОТ. По нашим наблюдениям, последние годы не просто не растет зарплата, но она уменьшается: во-первых, в реальном измерении, то есть с учетом инфляции, а в некоторых случаях — даже просто в абсолютных значениях, то есть в рублях».

А вот в частной медицине картина совершенно иная. Медицинский директор клиники МАММА, кандидат медицинских наук Антон Иванов уверяет — частные клиники попросту не могут себе позволить задерживать зарплату. Слишком высок риск потери ценных сотрудников:

Антон Иванов медицинский директор клиники МАММА, кандидат медицинских наук «В первую очередь задолженности касаются, безусловно, не частных клиник, а государственного сектора. Потому что в частных клиниках, как только медицинскому сотруднику перестают платить, он тут же перестает выходить на работу и увольняется. И, как правило, руководство частных медицинских центров очень тщательно относится к вопросу начисления зарплат, страховых отчислений, оплаты больничных. То есть здесь достаточно все строго. И если в государственных клиниках еще врачи и медицинские сестры держатся за свое место и переживают за то, что они его потеряют, то в частных медицинских клиниках сейчас достаточно большой дефицит кадров».

Комментирует гендиректор компании FinHelp Павел Вешаев:

Павел Вешаев гендиректор компании FinHelp «Ситуация очень тревожная, потому что бизнес с учетом рисков, которые есть при невыплате зарплаты вовремя, делает это только в самых крайних случаях. Это говорит о существенных финансовых и экономических сложностях у этих компаний. Под удар попала строительная отрасль, среди которых даже такие крупные игроки, как «Самолет», испытывают сложности. Сфера услуг, которая борется не только с повышением налогов, но и с падением покупательского спроса. К сожалению, все это выглядит закономерно, и в то же время руководству предприятия очень сложно принять решение, чтобы корректно и быстро завершить трудовые отношения. Это связано и с существенными выплатами при увольнении, и с потерей коллектива, который нарабатывался большое количество лет. Но многим сейчас придется принимать непростое, но финансово необходимое решение о сокращении людей под текущие объемы бизнеса. Здесь очень сложно придумать меры поддержки с точки зрения текущей ситуации с нехваткой денег в бюджете. И данные задолженности сформировались именно в частном секторе, поэтому их ожидать не приходится. Бизнесу придется выживать на своем финансовом здравом смысле и решимости».

Основная часть зарплатной задолженности сформировалась из-за нехватки собственных средств у предприятий — около 1 млрд 760 млн рублей. На втором месте — задолженность из бюджетов субъектов: около 262,5 млн рублей.