Суд общей юрисдикции ЕС разрешил конфисковывать у россиян автомобили при въезде в страны союза. Это следует из решения судебной инстанции.

Проживающий в Дюссельдорфе россиянин купил подержанную машину в России в 2023 году, а затем перевез ее в Германию без номерных знаков на трейлере. Немецкая таможня забрала автомобиль, ссылаясь на регламент ЕС, который запрещает ввоз в страны Евросоюза товаров, приносящих существенные доходы для России. В их список, в частности, входят автомобили. Россиянин пытался оспорить действия немецких властей в суде Дюссельдорфа, который, в свою очередь, направил дело в суд ЕС. А тот решил, что ввоз любых товаров из России, которые указаны в регламенте, нарушает импортное эмбарго. При этом для их конфискации нет необходимости проверять, принесла ли покупка конкретного товара существенную выручку России. Говорит старший юрист санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян:

Артем Касумян старший юрист санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere «Нормы права остались теми же, но изменилось их толкование. Европейский союз — это достаточно сложная структура: есть государства-члены, есть их органы, но толковать нормы права, в том числе санкционного, может только один орган. Он называется суд Европейского союза. И вот суд Европейского союза дал толкование этой нормы. Это была норма, в силу которой запрещался ввоз на территорию Евросоюза определенных товаров из России, так как эти товары генерируют существенный доход для России. И суд Евросоюза установил, что даже если это ввоз личного автомобиля, то это все равно классифицируется как операция по импорту. То есть, не принимая во внимание субъективный элемент цели, которую лицо могло ставить, сам по себе ввоз достаточен для применения этой нормы, в том числе для применения некоторых карательных последствий вроде изъятия объекта правонарушения. Вот к такому выводу пришел суд Евросоюза. Запрет на то, чтобы, например, российские компании не продавали товары в Евросоюз... но в данном случае, очевидно, речь не идет ни о какой торговой операции. Речь идет о перевозе собственного транспорта из одной страны в другую. То есть это сложно назвать торгово-экономической операцией, некой коммерческой сделкой. Поэтому это толкование очень сомнительно, конечно, очень серьезно расширяет действие санкций, распространяет их на лиц, которые, по идее, не должны быть к ним причастны, к этому торговому эмбарго. Но это, видимо, стоит учитывать в текущих реалиях. Это толкование окончательно, оно обжалованию никакому не подлежит — это высшая судебная инстанция в Евросоюзе».

Также суд отметил, что в странах ЕС могут быть зарегистрированы только автомобили, которые были ввезены из России до 19 декабря 2023 года. Для них Совет Евросоюза сделал исключение. Как указывается в документах суда, автомобиль был ввезен в январе 2023 года. Что касается машин, ввезенных до 19 декабря, то суды в этом случае успешно выигрываются. Как в случае регистрации автомобиля в Германии, так и в случае въезда на машине в качестве туриста. Говорит адвокат Mueller Wagner Advocates, эксперт по санкциям Дмитрий Симбирёв:

Дмитрий Симбирёв адвокат Mueller Wagner Advocates, эксперт по санкциям «Это никак не связано с тем, что машина привезена на трейлере. Это не имеет никакого значения. Это особенность этого кейса, но так — неважно. Юридически из материалов дела непонятно, у него двойное гражданство или ВНЖ, но в решении суда ЕС написано, что он проживает в Дюссельдорфе. В этом случае не бесполезно судиться. Понятно, сейчас все обсуждают это решение, оно, естественно, негативное. Но вот эти дела, например, в Германии, по машинам которые рассматриваются, — они уголовные. И там рассматривается не только вопрос о том, был ли создан какой-то доход для Российской Федерации от покупки этих автомобилей или нет. В уголовном праве есть еще такое понятие, как субъективная сторона преступления. То есть был ли умысел у человека нарушить вот эти запреты. И суды могут оправдать по этому основанию. Поэтому такое решение принято, но это не означает, что все дела, которые продолжаются (мы сами продолжаем такие дела вести), теперь означают, что по всем ним машины конфискуют и всех их осудят. Это больше связано с тем, чтобы не образовались какие-то лакуны для ввоза товаров в ЕС. Потому что если сейчас сказать, что можно ввозить то, что не создает большие доходы для Российской Федерации, — там надо определять, придумать какой-то механизм, определять, что создает, а что не создает. Я думаю, им просто показалось, что проще сказать, что это не отдельный признак, а что все по умолчанию товары, которые в этом списке, — они все создают доходы для Российской Федерации».

Немецкие власти начали изымать автомобили у въезжающих россиян летом 2023 года. Посольство России отмечало, что представители таможни ссылаются при этом на закон ФРГ о внешней торговле и регламент Евросоюза.

Дипломаты указывали, что они ничем не могут помочь пострадавшим россиянам, и призывали не ввозить машины на территорию Германии. На этом фоне семь стран ЕС запретили въезд на свою территорию автомобилей с российскими номерами. Среди них Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Польша, Болгария и Германия. Аналогичный запрет ввела Норвегия. Также этот вопрос изучали во Франции.