Скандал ударил по таможенным кадрам. 
Накануне должностей лишились руководитель Санкт-Петербургской таможни Владлен Иванов и его первый заместитель Алексей Курдюмов. Такое решение принял глава ФТС Андрей Бельянинов на фоне огромных очередей на Петербургской таможне и в результате проверки фактов контрабанды через Выборгский пост.
Тему продолжит Алексей Пантелеев.

Таможне не дают добро. Проверка Выборгского поста началась в феврале. В Федеральной таможенной службе появилась информация о налаженных каналах контрабанды одежды из Китая и Турции. В начале марта пост был закрыт до конца проверки. Однако вскоре ФТС сообщила, что Выборгский пост будет вовсе ликвидирован, как и Пискаревский. Официальная причина - оптимизация структуры таможни. Эксперты отмечают, что сокращение постов - это одно из основных направлений борьбы с коррупцией. Говорит Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России:

"Магистральное движение связано с тем, чтобы во-первых, снизить возможность пересечения таможенников с бизнес-структурами. Поскольку чем меньше пересечения, тем меньше пространства для взяток. Второе. Это автоматизировать данный процесс максимально. Третий связан с оптимизацией. То есть сокращение общего большого количества постов. Серьезное укрепление тех, что остались. Увеличение их пропускной способности".

Однако заменить закрываемые посты пока нечем. Выборгский таможенный пост, помимо одежды, занимался оформлением запчастей для Санкт-Петербургского завода Nissan и экспортных поставок пива заводом "Балтика". Насколько пострадали эти компании от решения ФТС, выяснить не удалось - в "Балтике" от комментария отказались. Но перевозчики жалуются - Северо-западная таможня не справляется с работой. На границе с Латвией и Финляндией - многокилометровые пробки из фур с грузами. Убытки бизнеса уже исчисляются миллионами долларов. Говорит Замдиректора латвийской компании ВП-ТрансРига Вячеслав Скворцов:

"На латвийско-российской границе у Былинка-Гребнево я знаю, у нас стоят машины, около 10 км очередь. И машины не пропускают, потому что их некуда пускать, потому что в Санкт-Петербурге около терминала стоит около 200 машин. И не может этот терминал обработать такое количество машин, которые перенаправили".

В последнее время разоблачения оборотней на таможне участились. Знаменитое путинское - "контрабанда есть, а посадки - где" заставляет правоохранителей работать. Так, в феврале в Нижегородской области арестовали главного таможенного инспектора одного из постов, а также четырех предпринимателей. Но пока это - капля в море. Говорит Владимир Ефремов, адвокат Московской коллегии адвокатов "Александр Еким и партнеры":

"Месяца полтора или два назад премьер-министр ездил в Китай, и там сверяли базу товаров, которые вывезены в Россию и которые поступили в Россию. Половину товаров не нашли. То есть товар не проходит таможенной очистки, а на территорию России завозится".

Основных схем контрабанды три: первый, когда дорогостоящий товар прячется в дешевом. Второй- под одним наименованием ввозится другой. И третий - товар просто не учитывается на таможне. Первые два могут проходить при участии низшего и среднего звена таможни или вовсе без них. Крупная контрабанда, которая вовсе не учитывается, идет уже на уровне руководителей таможенных постов. Но закрыть старые посты мало. Для бизнеса важнее, чтобы сначала заработали новые.