По заявлениям главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, можно выпускать «Бюллетень об испорченных отношениях» с иностранными правительствами. И как-то даже странно, что МИД до сих пор не направил запрос в Антимонопольную службу о возможности присоединения Роспотребнадзора к министерству иностранных дел. Онищенко точно знает, с какой страной у нас испортились отношения. Первый признак испорченных отношений — некачественные товары, которые из данной страны пытаются завозить в Россию.

Все помнят, когда и почему грузинский «Боржоми» вдруг стал совершенно непригодным для питья в России. Историю с белорусским молоком, которое вдруг перестало соответствовать российским стандартам, помнят меньше, но она точно была (лето 2009 года). Портились и молдавские вина вместе с отношениями с молдавским руководством (2006 год). Позже и те, и другие пошли на поправку, и в 2009 году качество молдавских вин так резко повысилось, что Роспотребнадзор снова разрешил его ввоз в Россию.

И вот новая история с молдавскими винами. В соответствии с заявлением Геннадия Онищенко, Молдавия совершенно не способна обеспечить качество своего вина. Кто-нибудь сомневается, что выбраковка молдавских виноматериалом напрямую связана с указом исполняющего обязанности президента М. Гимпу об учреждении так называемого Дня оккупации? Я не сомневаюсь ни на секунду. И уверен, что качество тех же материалов резко повысится, когда и если упомянутый указ будет отменен.

Не буду комментировать появление нового «праздника» в Молдавии. Но не могу пройти мимо очевидной политзависимости наших санитарных стандартов, точнее их применения. Меня даже не столько беспокоит блокада молдавских вин — переживу их возможное отсутствие, тем более, что предпочитаю итальянские, а из «соседских» — крымские. Я опасаюсь другого.

Применение политических стандартов в санитарном контроле может действовать ведь не только «на запрет», но и «на разрешение». Ради дружбы с какой-нибудь Венесуэлой к нам на рынок допустят что-нибудь совершенно несъедобное, исходя из того, что низкое качество продукта может быть компенсировано высоким уровнем межправительственных отношений.