В последнее время все чаше слышны мнения, что самый острый этап кризиса уже миновал, и мы идем по пути восстановления. Однако почему-то стали забывать о проблеме, которая раньше волновала значительную часть населения России, — о безработице и возможности потерять работу. Но проблема эта пока никуда не делась. Так, по данным Росстата, численность экономически активного населения в мае 2010 года составила 75,8 миллиона человек. Из них 5,6 миллиона человек (7,3%) не имели на эту дату занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). А в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2 миллиона человек.

В начале кризиса эта проблема стояла очень остро. И тогда, полтора года назад, 16 января 2009 года, в Интернете даже появился федеральный сайт вакансий trudvsem.ru — «Работа в России», на создание которого ушло около 19 млн рублей (590 тысяч долларов). Сегодня в базе данных этого госресурса содержится информация об 1 миллионе 176 тысячах вакансий по всей стране. Принцип работы сайта можно сформулировать, наверное, так: если вы нашли подходящую вакансию, звонить вам все равно придется с вопросами в региональный центр занятости.

BFM.ru попытался выяснить, насколько успешно работает портал, скольким россиянам он помог трудоустроиться за полтора года. Попытка оказалась тщетной. При звонке на горячую линию сайта нас переадресовали в Департамент труда и занятости города Москвы, что в доме 12 по Докучаеву переулку. Там вопросы вежливо выслушали и порекомендовали направить запрос на электронную почту. Ответ за два дня подготовить не смогли.

Не привели к результату и обращения BFM.ru в ведомства, казалось бы, отвечающие за трудоустройство россиян и борьбу с безработицей. В справочной службе Роструда (Федеральная служба по труду и занятости) тоже порекомендовали отправить электронный запрос через сайт ведомства (rostrud.ru). Отправили, согласившись, что на ответ уйдет 30 дней (в отдельных случаях — еще дольше).

То есть понять по «первоисточникам», насколько сайт помогает в решительной борьбе нашей власти с безработицей, оказалось достаточно сложно и долго.

Остается предположить, но уже исходя из мнений игроков рынка труда и информации о коммерческих проектах, что рапортовать об успехах государственному ресурсу попросту нечем. Иначе частные агентства по трудоустройству не вводили бы все новые и новые сервисы для ищущих работу. Так, 13 июля, компании HeadHunter и МГТС запустили в тестирование новый сервиса «100 Работ», который, как считают организаторы, поможет жителям Москвы найти работу по телефону.

Для доступа к сервису нужно позвонить по номеру единой сервисно-справочной службы МГТС 009 и кратко рассказать оператору о пожеланиях к работе. Затем в течение 24 часов с соискателем свяжется оператор «100 Работ», создаст виртуальное резюме кандидата и вышлет на мобильный телефон до 20 СМСок с подходящими под резюме вакансиями и контактными данными работодателей. Соискатель будет оплачивать только время обслуживания в службе 009 МГТС по стандартному тарифу, а все дельнейшие взаимодействия с оператором сервиса бесплатны. По мнению создателей сервиса, он будет востребован теми, кто не имеет навыков поиска нужных вакансий в Интернете или не может тратить деньги на покупку журналов и газет с вакансиями. «Соискателю достаточно знать, кем он хочет работать, и иметь телефон, все остальное сделает специалист сервиса», — говорит генеральный директор компании HeadHunter Михаил Жуков.

Но ведь и сайт вакансий trudvsem.ru создавался для облегчения поиска работы тем людям, время и средства которых по поиску подходящей вакансии чем-то ограничены.

По данным службы исследований hh.ru, на портале trudvsem.ru, в отличие от прочих джоб-сайтов, больше всего предложений низкооплачиваемой работы. Например, с окладом на уровне одного МРОТ (4 тысячи 330 руб.) — 47 тысяч 865 вакансий. Предложения до 5 тысяч рублей в месяц — таких тут 66 тысяч 120 — сосредоточены в регионах. На Москву же приходится лишь 0,5% подобных объявлений. Зато более половины (67%) предложений — от 15 тысяч до 20 тысяч рублей (9 тысяч 208). А самые высокооплачиваемые должности предлагаются в основном в Тюмени — например, имеется вакансия директора предприятия с окладом до 600 тысяч рублей.

Чаще всего на сайте встречаются вакансии с ежемесячной зарплатой от 5 тысяч до 10 тысяч рублей — их 141 тысяча. Президент компании HeadHunter Юрий Вировец так прокомментировал BFM.ru поиск вакансий на сайте «Работа в России»: «На trudvsem.ru довольно много вакансий экономистов, бухгалтеров, врачей и архитекторов, практически нет вакансий из области маркетинг/реклама/PR, продаж, юристов, менеджеров по закупкам, логистов, которых даже в условиях кризиса было много на hh.ru».

При этом у проекта «Работа в России», по мнению Юрия Вировеца, сохраняются шансы стать крупнейшим порталом по поиску работы в российском Интернете. Однако он все равно не станет конкурентом сегодняшним лидерам рынка рекрутмента, поскольку основной его задачей является борьба с безработицей, а ориентирован он, как и биржи труда, на рабочие специальности и нижний сегмент менеджмента среднего звена».

Впрочем, иного мнения о государственном сайта придерживается президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров: «К сожалению — и здесь не может быть другого мнения — этот сайт можно оценить только одним выражением: полный отстой. Его сделали исключительно для того, чтобы поставить галочку, а не для того, чтобы кто-то кому-то помогал в трудоустройстве. В том виде, в котором он есть, этот сайт не нужен был ни полтора года назад, не нужен он и сейчас. Это яркий пример безответственного сжигания государственных денег».

Правда, о перспективах поиска работы через рекрутинговые сервисы и агентства есть в России и другое мнение. Многие специалисты продолжают считать, что нормальную работу по специальности и без переквалификации можно найти лишь с помощью «сарафанного радио» — то есть через друзей. «Я был безработным 10 месяцев — после того, когда в результате кризиса мне пришлось закрыть московское представительство немецкого концерна по продаже бытовой техники и электроники, которое я сам создавал с нуля и много лет возглавлял», — сообщил BFM.ru директор департамента продаж компании «Теко» Григор Карчикян. По его словам, свое резюме он размещал на всевозможных ресурсах по поиску работы в Интернете: HeadHunter, Rabota.Ru, Zarplata.Ru, Executive. Толку от этого было — ноль. «Был я даже зарегистрирован на бирже труда, получал самое высокое пособие по безработице в Москве — примерно 6 тысяч рублей», — говорит Григор Карчикян. И лишь когда рынок после кризиса немного восстановился и снова потребовались люди, хорошо разбирающиеся в продажах бытовой техники крупными партиями, он смог найти работу — по рекомендации знакомых.