С таким обвинением в адрес нефтяной компании выступил глава американской ассоциации профессоров Кэри Нельсон. По словам ученого, таким образом, ВР надеялась скрыть информацию о размерах экологической катастрофы после разлива нефти и избежать роста судебных исков от пострадавших.

В руки журналистам попала копия контракта, который ВР предлагала заключить известным американским экологами и исследователям. По условиям соглашения, ученые не имеют права публиковать результаты исследований катастрофы, говорить о них публично в течение трех лет и все действия должны согласовывать с юристами компании. Нефтегигант предложил заключить такой договор всему отделу морских исследований в университете Южной Алабамы. Вот что рассказал в интервью ВВС ученый Расс Ли из этого университета:

«ВР предложила нашим ученым заключить контракт с очень подозрительными условиями. Некоторые пункты в нем говорят о том, что наши исследователи и экологи могли превратиться в представителей ВР. Мы некоммерческий университет и наша задача, открыто говорить обо всем, что мы узнаем. И не важно, какого рода эта информация, насколько она положительна или негативна».

Благодаря сокрытию информации о ситуации в Мексиканском заливе, ВР могла бы сэкономить на выплатах компенсаций. Компания уже обязалась выплатить пострадавших 20 млрд долларов через специальный фонд. Аналитики говорят, что эта суммах возрастет минимум вдвое, а пессимистично настроенные называют сумму в 100 млрд долларов на все затраты.

На этом фоне зарплаты, предложенные ученым, выглядят куда скромнее — 100 тыс долларов в год. Но многие исследователи не идут на контакт с ВР. Вот чем мотивировал свой отказ, в эфире СNN руководитель группы геохимических исследований в университете Техаса Норман Гуинассо:

«Они сказали мне, что я не могу работать на кого-то еще. А также, что я не имею право открыто говорить о разливе нефти. И я ответил, что мне не интересно это предложение. Я считаю, что это не этично».

Ранее ВР сообщила о выделении ученым 500 млн долларов на исследования ситуации в Мексиканском заливе после аварии. Но, по словам исследователей, истинная цель компании — не допустить, чтобы информация о реальных масштабах аварии стала известна кому-то еще.

Мария Кротова