Правительство выделяет на второй этап программы по утилизации автохлама 10 миллиардов рублей. По данным Минпромторга, благодаря стимулированию продаж производство автомобилей по итогам 7 месяцев выросло более чем на 60% по отношению к прошлому году. Правда, на докризисный уровень российский автопром так и не вышел. При этом эксперты отмечают, что программа — «новая машина за автохлам» — делалась только для спасения АвтоВАЗа.

В правительстве не скрывают, что программа «новая машина в обмен на автохлам» была разработана в первую очередь для поддержки тольяттинского завода. Но государство не будет вечно стимулировать продажи. Чтобы выжить, предприятию надо полностью перестраивать производство. В конце апреля новый президент АвтоВАЗа Игорь Комаров представил стратегию развития компании до 2020 года стоимостью 180 миллиардов рублей. Тольяттинский завод планирует полностью прекратить производство классики в 12 году и начать выпуск новой базовой модели на основе «Калины» стоимостью чуть больше 200 тысяч. АвтоВАЗу надо расширять модельный ряд, потому что на «классике» много не заработаешь, — говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

«Для компании чрезвычайно важно начать продавать больше автомобилей с расширенными опциями, поскольку в автомобильном сегменте значительно большая маржа приходится на автомобили, которые реализуются в более богатых комплектациях».

В июле руководство тольяттинского автозавода сообщило, что впервые с 2008 года компания вышла на прибыль. По словам президента АвтоВАЗа Игоря Комарова, помогла программа по утилизации. Большая часть новых машин, проданных в рамках первого этапа программы — продукция АвтоВАЗа. Это подтвердил BusinessFM директор автосалона «Автомир» Владимир Рябушко:

«Более 75 % проданых по этому проекту автомобилей были отечественного производства АвтоВАЗ. После продукции АвтоВАЗа самые востребованные были машины, так называемого эконом-класса. Из иностранного производства автомобилей сейчас собираемых на территории РФ это «Рено Логаны» и «Форд Фокусы».

В Минпромторге говорят, что, несмотря на большой объем бюджетных средств, направляемых на реализацию этой программы, государство на ней еще и заработает. По расчетам министерства, на каждый вложенный в программу рубль в бюджет вернется минимум 1,5 рубля. Эксперты уверены, что убыточной программа точно не будет. Комментарий аналитика компании «Метрополь» Андрея Рожкова:

«Стимулируя производство, государство получает налоги на добавленную стоимость от продажи автомобилей, налоги на транспортные средства, которые платят покупатели автомобилей. В принципе это загружает производственный процесс».

Второй этап программы по утилизации ничем не отличается от первого. Те же 10 миллиардов госсредств и 200 тысяч новых авто, которые планируется продать со скидкой. Сдать можно любую машину, выпущенную не позднее 99 года, и получить взамен купон на 50 тысяч рублей для покупки нового автомобиля, произведенного на территории России. Число моделей, которые отобраны для участия в программе, тоже менять не собираются.

Михаил Задорожный