После чудовищного августа, когда пожарами охватило половину европейской части России, каждый школьник знает, что бороться с огнем можно не только водой, но и тем же самым огнем. Пускают навстречу огневой заслон, который, лишая основной пожар топлива, по сути его блокирует.

Вокруг российской заявки на проведение Чемпионата мира по футболу полыхает вовсю. Буквально в течение недели появилось множество статей о подкупах, договорных матчах, ставках футболистов против своих клубов, расизме и коррупции в нашем футболе. Это вполне объяснимо. Я далек от теории заговора, но до голосования остается три месяца, тема на слуху, мы — в числе основных конкурентов Англии, писать о чем-то надо, вот пресса и пишет.

Есть два пути борьбы с информационным пожаром. Говорить, что все не так. Мол, не горит (точно так же нас долго успокаивали рассказами о том, что пожары под контролем, да и не пожары это вовсе, а так, очаги). Второй путь эффективнее. Пустить встречный огонь. Я не призываю, упаси боже, писать о том, что в Англии есть договорняки (хотя почему бы и нет) или отсутствует расизм (точно присутствует). Да и слово «букмекер» — английского происхождения. Но если мы будем замалчивать наши проблемы, нам не поверят. А вот если мы будем о них говорить и предлагать эффективные пути их решения, нас зауважают. Я бы вообще в финальной презентации, намеченной на второе декабря, поведал исполкому ФИФА, что у нас делается для борьбы со всеми теми болячками, которые пришли в наш футбол извне, в том числе и из Англии.

В последние дни в Россию зачастили иностранные спортивные корреспонденты (еще одно свидетельство того, что нашу страну рассматривают в качестве основного претендента на ЧМ-2018). В Казани в среду некоторые из них встретились с южноафриканцем Макбектом Сибайей, выступающим за «Рубин». По его словам, в Россию он приехал из стран, где расизм — это целое явление. Здесь же, по его словам, он не сталкивался с его проявлениями ни на бытовом, ни на спортивном уровне.

Слова темнокожего футболиста опубликовали все. По сути, Сибайя блестяще выполнил роль посла российской заявки, сделав в одном интервью для нашей страны больше, чем могли бы сотворить десяток проплаченных публикаций. В клубах Премьер-лиги насчитывается с полсотни африканских и латиноамеранских игроков. Они здесь живут, играют, зарабатывают деньги, влюбляются и даже, порой, женятся. Их высказывания в пользу России могли бы стать той самой PR-кампанией, которая способна повлиять на декабрьское голосование. А что, дешево и весьма эффективно!