Встреча министров финансов стран-участниц саммита МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне не сняла с повестки дня перспективу «валютной войны». Решать проблему валютных дисбалансов придется в громоздком формате G20 через месяц в Сеуле.

Прошедший в минувшие выходные ежегодный саммит Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка в Вашингтоне завершился безрезультатно. Попытка вернутся к опыту «валютной дипломатии» провалилась. Китай обвинил США в дестабилизации развивающихся экономик: американская ультрамягкая кредитно-денежная политика позволяет наводнять ликвидностью развивающиеся рынки. США, в свою очередь, настаивали на более пристальном внимании международного сообщества к проблемам обменных курсов и накоплению резервов Китаем, пишет Financial Times.

В коммюнике МВФ говорится, что страны работают «в кооперации», но нет конкретного подтверждения того, что ведущие экономики могут договориться. Директор-распорядитель фонда Доминик Стросс-Кан призвал участников встречи не только подписываться под теплыми словами, но и предпринимать конкретные шаги. «Разговоры неэффективны. Разговоры ничего не меняют. Нужно адаптировать политику», — заявил Доминик Стосс-Кан.

«Проблема в том, что мы можем говорить, говорить и говорить. Но надо переходить к более сбалансированному росту мировой экономики», — призывал Доминик Стросс-Кан.

«МВФ должен усилить надзор за валютной политикой и накоплением резервов», — убеждал коллег министр финансов США Тимоти Гайтнер. Но намеки на Китай встречали жесткое сопротивление. Управляющий Центробанка Китая Чжоу Сяочуань заявил на совещании МВФ, что сосредотачиваться на валютных проблемах — это «односторонний подход». «Продление крайне низких процентных ставок и нетрадиционной монетарной политики со стороны главных эмитентов резервных валют создали серьезные проблемы в ведении денежно-кредитной политики для развивающихся стран», — считает глава ЦБ Китая.

Агрессивный ответ на критику валютной политики Китая, указывающего в свою очередь на недостатки мягкой кредитной политики и роста госдолга развитых стран, отражает растущую уверенность Китая, считает Эсвар Прасад из Корнелльского университета.

Представители европейских стран также озабочены заниженным курсом юаня, однако настроены менее воинственно, чем США, отмечает Wall Street Journal. «США следует сократить внешний и внутренний дефициты. С китайской стороны самым главным шагом было бы увеличение внутреннего потребления и укрепление юаня в качестве одного из инструментов», — заявил глава Центробанка Австрии Эвальд Новотны. Олли Рен, еврокомиссар по финансам, заявил, что считает юань «значительно недооцененным» и призвал МВФ более активно действовать в решении этого спора.

Бразилия предлагает разработать в рамках G20 «новое Плазовское соглашение» (Plaza Accord), по которому США, Япония, Великобритания, Западная Германия и Франция в 1985 году специальными мерами сбили завышенный курс доллара путем интервенции и экономических реформ. В частности, Япония повысила курс йены к доллару. Накануне замминистра финансов России Дмитрий Панкин заявлял, что страны БРИК будут противостоять любым попыткам со стороны Международного валютного фонда и Всемирного банка дать негативную оценку валютному контролю, который будут вести эти страны.

Представители других стран близки к отчаянию, отмечает FT. «Если вы слушаете китайцев, то у них есть одна интерпретация происходящего. Если вы слушаете американцев, вы слышите совсем иное. Должен быть компромисс», — считает министр финансов ЮАР Правин Гордан.

В ходе вашингтонской встречи не было подписано каких-либо существенных соглашений, а обстановка напоминала балансирование на грани войны, констатируют наблюдатели. Все это может вызвать на валютном рынке период волатильности в преддверие встречи G20 через месяц в южнокорейском Сеуле. «Перспектива глобальных ответных мер сменилась недостаточно скоординированной экономической политикой отдельных стран и нарастающими разногласиями между государствами», — считает Мохаммед Эль-Эриан, исполнительный директор инвестфонда Pimco.

Встреча министров финансов и глав центробанков G20 намечена на 22-23 октября в Сеуле; 11-12 ноября состоится встреча лидеров двадцати стран. Главной темой, как ожидается, снова станут «валютные войны», несмотря на то, что представители некоторых стран-участниц уже высказывали недовольство: по их мнению, формат встречи представителей двух десятков стран — это слишком громоздкий формат для обсуждения валютного вопроса. Но Франция, которая будет возглавлять G20 в 2011 году, считает, что альтернативного формата пока нет. Президент Франции Николя Саркози заявлял, что планирует сделать пересмотр международного валютного режима центральной темой для G20 в 2011 году.