16+
Суббота, 16 декабря 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3719
  • RTS1148.27
2 января 2011, 19:04 Технологии

Покупатели компьютерной техники и ПО изменили свой портрет

Лента новостей

«Кризис почти миновал», «рынок стабилизировался» — такие слова можно услышать от компаний, занятых розничной продажей аппаратного и программного обеспечения. Но в любом случае, кризис не мог не сказаться на покупателях

Стираются границы между возрастными категориями покупателей ПО. Фото: РИА Новости
Стираются границы между возрастными категориями покупателей ПО. Фото: РИА Новости

«Кризис почти миновал», «рынок стабилизировался», «кризис миновал не окончательно» — такие слова можно услышать от компаний, занятых розничной продажей аппаратного и программного обеспечения. Но в любом случае кризис не мог не сказаться не только на продавцах, но и на покупателях, портрет которых изменился.

Так, например, директор по связям с общественностью группы компаний «Связной» Елена Ноготкова отметила, что покупатель-2010 стал обращать внимание на недорогие смартфоны, появился особый интерес к аппаратам, настроенным на работу в социальных сетях. То есть, по ее словам, пользователю стал важен не только мобильный телефон сам по себе, но и его функциональные возможности.

В свою очередь, ситуация на послекризисном софтверном рынке сложилась неоднозначной. Кстати, сам рынок программного обеспечения в России по результатам 2010 года составил, по оценке генерального директора компании Softkey Феликса Мучника, 3,5 млрд долларов. По его словам эта цифра больше аналогичных показателей предыдущего года на 10%. «И хотя докризисный уровень пока не достигнут, можно смело говорить о стабилизации рынка, — заявил Феликс Мучник. — Тем более, признаки того, что такая тенденция сохранится и в 2011 году, вполне ощутимы». Директор по продажам интернет-магазина Allsoft.ru Юлия Курышева, со своей стороны, отметила, что число частных покупателей ПО даже в кризис только растет, причем, быстрее, чем аналогичные показатели среди компаний.

«Портрет» покупателя в 2010 году особых изменений за время кризиса не претерпел, считает Курышева: «В большинстве случаев ПО приобретают, по-прежнему, мужчины в возрасте 25-35 лет. Стандартный покупатель — это пользователь с, как минимум, средними навыками владения ПК, — рассказала Юлия Курышева. — Но с каждым годом интерес к покупке софта увеличивается со стороны и других категорий клиентов — женщин, а также людей старшего возраста».

Феликс Мучник отметил другие особенности «портрета» покупателя ПО образца 2010 года. По его мнению, такого покупателя характеризует продолжающийся процесс легализации. То есть, по данным Softkey, доля пользователей, предпочитающих «лицензию» пиратским аналогам, выросла почти вдвое и составляет более половины «юзеров». «В уходящем году можно отметить и то, что стираются границы между возрастными категориями, представители которых покупают ПО — увеличивается число пользователей и «за 40», и «за 50». Растет лояльность к интернет-технологиям в целом, о чем свидетельствуют увеличившаяся доля электронных форм оплаты, — рассказал Мучник. — Неизменным осталось преобладание среди покупателей мужчин над женщинами — соотношение примерно 80 к 20».

Если говорить о конкретных предпочтениях, то покупатели интернет-магазинов традиционно интересуются антивирусами, ПО для работы с видео и аудио. «В последний год серьезно вырос сегмент ПО для мобильных телефонов, навигации, — отметила Юлия Курышева. — В связи с ростом компьютерной грамотности увеличились продажи недорогого прикладного софта для решения небольших задач — домашних бухгалтерий, программ для редактирования фотографий, работы со звуком и записи дисков. Небольшим компаниям в этом году, помимо стандартных программ в виде офисных приложений, операционных систем и антивирусов, был интересен софт, позволяющий наладить учет и снизить расходы — недорогие CRM-системы, программы для SEO и учета».

По данным «Связного», в 2010 году по-прежнему большим спросом пользовались телефоны производителей Nokia, Samsung, LG и Sony Ericsson, совокупная доля которых составляет на рынке 88%. Тем не менее, на рынке наметилась тенденция роста азиатских производителей: ZTE, Ubiquam, Huawei и другие (рост с 2% до 5%). При этом смартфоны становятся более доступными. Поэтому в 2010 году произошло смещение ценовых сегментов, — считает Елена Ноготкова. — Значительно увеличилась доля мобильных телефонов в сегменте от 3 тысяч до 4,999 тысячи рублей. Продажи телефонов данной категории выросли в 4 квартале на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Такое изменение произошло за счет уменьшение доли более высокого ценового сегмента — 5–14,999 тысячи рублей».

По мнению Ноготковой, в следующем году можно ожидать всплеска интереса к смартфонам. Наибольшей популярностью будут пользоваться, по ее оценке, смартфоны на операционной системе Android. «Большинство азиатских производителей готовы предложить рынку смартфоны на базе Android по доступным ценам. Именно за счет такого фактора возможно изменение долей основных игроков в следующем году», — отметила Елена Ноготкова.

В Allsoft.ru, в свою очередь, прогнозируют, что в следующем году рост объема продаж составит не менее 15–20% по сравнению с 2010 годом. Ожидается тенденция увеличения интереса к мобильному контенту, появление новых программ для Android. «Тенденция конца года — появление планшетных компьютеров. Несомненно, производители софта будут осваивать это направление в новом году, — считает Курышева. — Как и в уходящем году, будут востребованы различные навигационные программы. Возможно более полное представление на рынке некоторых крупных зарубежных производителей софта, например, антивирусов, открытие новых кастомизированных магазинов в Рунете, так как устойчивый интерес к российскому рынку есть. SaaS-направление также продолжит развиваться, далеко не все пользователи еще поняли удобство возможности не скачивать софт, а работать с ним через Интернет».

Рекомендуем:

  • Фотоистории