16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.11 / ₽ 8210
  • RTS1180.91
19 января 2011, 18:10
В фокусе: Запрос дня от Google

Диспетчеры и летчики польского президента заговорили с сайта МАК

Лента новостей

Опубликована расшифровка переговоров пилотов польского президентского Ту-154 и российских диспетчеров. Ясности в вопрос о том, кто виновен в катастрофе, эти документы не внесли и набирающий силу конфликт между Москвой и Варшавой не пригасили. Зато обывателю они дают хорошее представление о манере общения между собой сотрудников наземных служб. От обилия мата в расшифровке рябит в глазах

Конфликтующие версии о причинах крушения польского президентского Ту-154 перечеркнули наметившееся впервые за  много десятилетий потепление в отношениях России и Польши. Фото: РИА Новости
Конфликтующие версии о причинах крушения польского президентского Ту-154 перечеркнули наметившееся впервые за много десятилетий потепление в отношениях России и Польши. Фото: РИА Новости

Межгосударственный авиационный комитет опубликовал на своем сайте расшифровку переговоров диспетчеров аэродрома «Смоленск-Северный», рядом с которым в апреле разбился польский самолет. Диспетчеры неоднократно предупреждали пилотов польского «первого борта», что «условий для приема нет». Тем не менее, экипаж принял решение попробовать зайти на посадку. «Спасибо, но если возможно, попробуем подход, но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг», — сказал польский летчик. Через 15 минут произошла катастрофа.

Появление расшифровки переговоров, ставшей в среду одним из самых популярных новостных запросов Google, в МАК объясняют «необходимостью информирования мировой общественности» о событиях, предшествующих крушению Ту-154 Леха Качиньского. Публикация таких документов в случае с МАК действительно большая редкость, констатируют опрошенные BFM.ru авиационные эксперты. Комитет, по всей видимости, пошел на это из-за широкого международного резонанса, который вызвало связанное с расследованием обострение российско-польских отношений. Оно перечеркнуло наметившееся было потепление между Москвой и Варшавой.

11 января Россия передала Польше окончательный отчет по результатам расследования крушения президентского Ту-154М. Согласно выводам технической комиссии, в крови главнокомандующего ВВС Польши, который находился в кабине пилотов разбившегося Ту-154М, обнаружено 0,6 промилле алкоголя. Летные эксперты пришли к выводу, что присутствие главкома польских ВВС в пилотской кабине «оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска». Непосредственной причиной катастрофы, которая унесла жизни 96 человек, стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, сочли эксперты МАК. На московской пресс-конференции, на которой были оглашены эти выводы, польских специалистов не было.

Публикация доклада вызвала нервную реакцию в Польше. В частности, брат-близнец погибшего в авиакатастрофе президента Польши Леха Качиньского Ярослав назвал доклад МАК «издевкой, направленной против Польши». По мнению экс-премьера, в российском документе не хватает доказательств. 46% поляков считает выводы российского расследования авиакатастрофы сфальсифицированными. Таковы результаты опроса, проведенного исследовательским центром TNS OBOP. Особенно поляков разъярило указание на то, что главком польских ВВС Анджей Бласик был пьян – Москва делала акцент на этом факте.

Поляки в ответ выдвинули свою версию катастрофы: российские диспетчеры не проинформировали экипаж о том, что Ту-154 находился ниже курса, не говорили о плохих погодных условиях и запасных аэродромах, а также совершили другие ошибки. На польских телеканалах результаты расследований катастрофы — главная тема, и она еще долго будет оставаться таковой, рассказал радиостанции Business FM польский журналист и писатель Зыгмунт Дзенцеловский. В этом году в стране пройдут парламентские выборы, и оппозиционная партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского наверняка будет использовать тему авиакатастрофы и ее расследования в своей кампании, прогнозирует Дзенцеловский. Зять погибшего Леха Качиньского в интервью польскому новостному телеканалу TVN24 заявил, что, по его мнению, «много вещей указывают на то, что это была попытка убийства».

Не убедила поляков и выложенная на сайте МАК поздно вечером расшифровка переговоров экипажа польского Ту-154 и российских диспетчеров. В Варшаве обращают внимание на то, что команда о наборе высоты поступила летчикам только после того, как они снизились до 100 метров. Судя по транскрипции, в 10:35 руководитель полетов сообщает полякам о необходимости готовиться к заходу на второй круг: «Польский 101, и от 100 метров быть готовым к уходу на второй круг». «Так точно», — отвечает командир экипажа. Команда «Уход на второй круг» поступила на борт в 10:41, но осталась без ответа. Руководитель полетов повторил ее еще дважды. В 10:42 расшифровка обрывается словами одного из диспетчеров: «На второй круг уходить начал, потом пропал».

С земли пилотам президентского лайнера поступали четкие и грамотные команды. «Поляки понимали, что им говорят, имели полную картину, их никто не вводил в заблуждение по поводу погоды или условий посадки. Они самостоятельно приняли решение выполнять посадку», — рассказал BFM.ru ознакомившийся с транскрипцией на сайте МАК главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров.

Что до обилия матерных выражений в переговорах диспетчеров, то это, по словам Гусарова, распространенная практика. «Простая речь, в том числе с применением не очень цензурной лексики, [в переговорах между диспетчерами — BFM.ru] не возбраняется, за это никого никогда сильно не карали», — сказал собеседник BFM.ru. Разговор диспетчеров между собой не предназначен для ушей пилотов, подтверждает директор по развитию в СНГ компании Авиационный чартерный сервис Сергей Вехов. «Когда диспетчеры управляют самолетами в воздухе, дают рекомендации пилотам, они разговаривают корректно. У любого диспетчера, так же, как у пилота, во время выполнения работы накапливается очень сильный нервный стресс. Нецензурная лексика — один из безобидных для окружающих способов это напряжение снять. Качество управления авиационным движением от этих нецензурных словечек не ухудшается», — сказал Вехов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию