16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
21 января 2011, 10:24 Политика

Счетная палата недосчиталась в Абхазии 346,8 млн рублей

Лента новостей

Счетная палата РФ обнаружила нарушения в использовании средств федерального бюджета, направленных на поддержание экономики Абхазии. Сумма ущерба составила 346,8 млн рублей, говорится в отчете контрольного ведомства

Деньги из российского бюджета уехали в Гагры. Фото: РИА Новости
Деньги из российского бюджета уехали в Гагры. Фото: РИА Новости

Ведомство Сергея Степашина опубликовало результаты проверки использования бюджетных средств, направленных в 2009 и в 2010 году на оказание финансовой поддержки Абхазии.

Среди самых дорогостоящих нарушений — договор администрации Гагрского района с «Абхазводоканал-сервис» по водоснабжению района на 696,61 млн рублей без проектно-сметной документации в ноябре 2010 года.

За 4 месяца до этого администрация Гагрского района полностью оплатила работу того же «Абхазводоканал-сервиса» без их фактического выполнения и подтверждения актами выполненных работ — на это ушло 97 млн рублей, хотя изначально аванс должен был составить лишь 40 млн. Кроме того, стоимость работ была завышена почти на 55 млн рублей.

Интересно, что при этом «Абхазводоканал-сервис» не имеет лицензий на осуществление деятельности по проектированию и строительству. «Кроме того, устав общества не предусматривает возможности осуществления деятельности по проектированию, а в штате компании отсутствуют технические специалисты», — обнаружила Счетная палата.

Тратили с размахом

Значительные нарушения Счетная палата зафиксировала и в строительстве. Так, Управление капитального строительства кабинета министров Республики Абхазия без договора перечислила подрядчикам более 77 млн рублей из российского бюджета, без актов выполненных работ оплатило некие работы на 56,8 млн рублей, а также приняло и заплатило лишних 2,4 млн рублей за строительно-монтажные работы и материалы.

Подобные нарушения обнаружены при проверке расходования средств, полученных из бюджета РФ, абхазской госкомпанией «Абхазавтодор».

Между тем, 12 января 2011 года глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил на встрече с журналистами в Сухуми, что его ведомство не нашло в Абхазии фактов разворовывания российской финансовой помощи.

«Я хочу сказать, что никаких разворовываний в прямом смысле слова не обнаружили, то есть нецелевого использования бюджетных средств, а по российским законам, это требует уголовного преследования, мы не выявили, — цитировало Степашина РИА Новости. — Жуликов, слава Богу, пока у вас не нашли, по крайней мере, что касается бюджетных средств, выделяемых Россией».

Удорожание, которое носит «объективный характер»

Говоря об основных результатах проверки целевого использования средств федерального бюджета в Абхазии, Степашин заявил, что сумма в 300 млн рублей, названная в отчете финансовыми нарушениями, — это удорожание, которое имеет «объективный характер».

Одна из главных причин нарушений, найденных российским контрольным ведомством, — отсутствие в Абхазии эффективной, соответствующей требованиям времени системы организации бюджетного процесса.

Противоречивые результаты проверки трат российских бюджетных денег в Абхазии могут сигнализировать о начале борьбы российских инвесторов и абхазского правительства, считает Энвер Кесриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.

«Возможно, это российские инвесторы конкурируют в борьбе за какие-то заказы, — предположил эксперт. — Инвестиции идут не только через правительственные каналы, они идут и непосредственно [напрямую, в обход госканалов]. И многие российские компании серьезно заинтересованы в частном проникновении в Абхазию, особенно для формирования там самостоятельной, независимой от государства туристической инфраструктуры». Вполне возможно, что абхазское правительство не заинтересовано в этом и желало бы, чтобы все эти инвестиции шли через него, говорит Кесриев BFM.ru.


Россия начала оказывать финансовую помощь Абхазии два года назад по соглашению, подписанному в марте 2009 года.

В том же году из российского бюджета Абхазия получила 2,4 млрд рублей, в 2010 — почти 5 млрд рублей. В 2011 году Абхазии предстоит освоить 4,23 млрд рублей из федерального бюджета РФ (с учетом перешедшего с 2010 года неосвоенного остатка в 1,2 млрд рублей).

Аналогичное соглашение было заключено между Россией и Южной Осетией, помимо заявленных ранее 8,5 млрд рублей на восстановление региона после войны с Грузией. Кроме того, экс-мэр Москвы Юрий Лужков обещал направить на восстановление столицы Южной Осетии, пострадавшей в ходе грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 года, более 1 млрд рублей из городского бюджета.

В ноябре 2010 года Генпрокуратура Южной Осетии выявила «массу случаев хищений и нецелевого расходования средств российскими подрядными организациями, которые были связаны с подведомственной Минрегиону структурой «Южная дирекция» и российскими ГУПами», — сообщало «Эхо Кавказа». Было возбуждено 14 уголовных дел, но «большинство фигурантов этих дел успели скрыться от преследования на территории России». Против кого именно было заведены уголовные дела, не разглашалось.

В начале этой недели, 18 января, югоосетинские Госкомитет по реализации проектов восстановления и ГУП «Дирекция по реализации приоритетных национальных проектов» отчитались, что на восстановление инфраструктуры не хватает 300 млн рублей бюджетного финансирования. Об этом сообщило государственное информагентство Южной Осетии «РЕС».

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что неоднозначные выводы проверки трат Абхазией средств из российского федерального бюджета связано с противоречивыми сигналами, которые глава Счетной палаты Сергей Степашин получает «со Старой площади и Краснопресненской набережной». «Абхазская проблема, проблема расходования финансовой помощи от России — это реальность, и ни для кого не секрет, что руководство признанных Россией государств «оптимизирует» значительную часть помощи от России. Это вопрос интерпретации — отнести эту «оптимизацию» к растрате или списать на объективные причины. Маневрирование Степашина свидетельствует о неопределенности генеральной линии РФ в отношении Абхазии и Южной Осетии», — считает политолог.

Признание независимости двух этих регионов легло тяжким бременем и на российскую политическую репутацию, и на российские финансы, говорит Мухин BFM.ru. «Об этом хорошо известно министру финансов РФ Алексею Кудрину, который недавно заявил, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии слишком дорого обходятся для России», — напоминает глава Центра политической информации.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию