16+
Суббота, 19 августа 2017
  • BRENT $ 52.86 / ₽ 3119
  • RTS1027.85
4 марта 2011, 12:09 Компании

Оживление вокруг проекта «Самсун-Джейхан»

Лента новостей

Сегодня Россия и Турция планируют подписать соглашение, которое определит экономическую модель проекта

Сегодня Россия и Турция планируют подписать соглашение, которое определит экономическую модель проекта. Эксперты отмечают, что новый документ еще не дает оснований уверенно говорить, что нефтепровод будет построен. При этом наиболее выгоден он стране, которая вообще не участвует в проекте.

В реализации проекта, то есть в строительстве и эксплуатации нефтепровода, а также в транспортировке, переработке и совместной продаже того, что по нему пойдет, должны принять участие «Роснефть», «Транснефть» и «Совкомфлот», турецкая Calik и итальянская ENI. Принципиальное соглашение об этом было подписано полтора года назад в Милане. Первоначально стоимость проекта оценивалась в три миллиарда долларов, сейчас она, возможно, уже возросла. Новое соглашение — это, конечно, хорошо, но несмотря на всю шумиху, оно еще не означает, что нефтепровод обязательно будет построен, отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:

«То, что сейчас заключаются соглашения, это не о строительстве соглашения, а изучение коммерческой целесообразности. Поэтому пока не приняты инвестиционные решения, все это пустые бумажки».

Предполагается, что нефтепровод «Самсун-Джейхан» заполнит в основном нефть из России, Туркмении и Казахстана. Но официальных договоренностей об этом пока нет. Хотя Казахстан — самое заинтересованное лицо в этом проекте, отмечает Михаил Крутихин:

«Только одна сторона, которой выгоден этот проект, — это Казахстан. Только у Казахстана есть сейчас более или менее внятные планы увеличения добычи нефти в регионе. И не просто увеличения, а экспорта этой нефти, во-первых, через КТК, который около Новороссийска экспортирует нефть, там будет серьезно расширена мощность. И второе — у Казахстана есть планы расширения экспорта своей нефти через территорию Азербайджана и далее через грузинские порты».

Проект состоит из разгрузочного терминала и резервуара для хранения нефти около Самсуна, нефтепровода в Джейхан и нефтяного резервуара в Джейхане. Для загрузки нефти в танкеры в Джейхане будет использоваться уже существующий терминал. Длина нефтепровода 555 километров. Проектируемая мощность — полтора миллиона баррелей в сутки, на начальном этапе — один миллион баррелей в сутки. Помимо Казахстана, больше всех в реализации проекта заинтересована собственно Турция, по территории которой пройдет труба, отмечает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков:

«Выгодно, конечно, обеим сторонам, России это тоже выгодно, но в первую очередь это выгодно Турции, потому что Турция стала таким энергетическим хабом, через который проходят основные потоки нефти и газа, и, конечно же, Турция будет получать большие транзитные платежи от прокачки нефти».

Первый камень в строительство нефтепровода был торжественно заложен в Джейхане еще четыре года назад. А воз и ныне там. Сейчас прогнозировать, когда именно будет построен и запущен нефтепровод, эксперты не берутся.

Александр Горлин, BusinessFM

Рекомендуем:

  • Фотоистории