16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.35 / ₽ 8232
  • RTS1178.69
17 марта 2011, 23:18 Технологии

В России начался «разгон» виртуальных операторов

Лента новостей

До недавнего времени в Москве, да, наверное, и в России в целом, проекты MVNO можно было пересчитать по пальцам. Теперь же компания «Скай Линк» решила заполнить пробел и заложила в свои планы десяток таких проектов на ближайшие полгода

Фото: Ulf Bodin/flickr.com
Фото: Ulf Bodin/flickr.com

Недавно в Московском регионе были запущены два проекта так называемого виртуального оператора, или MVNO, причем оба — на сети компании «Скай Линк». В одном случае ее партнером стала фирма «КантриКом» (проект получил название «Алло Инкогнито»), в другом — Центр создания и развития виртуальных операторов мобильной связи «Плюс Один» (это же название присвоили проекту).

Напомним, до недавнего времени в Москве, да, наверное, и в России в целом, проекты MVNO можно было пересчитать по пальцам. История знает лишь несколько попыток. Например, в 2009 модель MVNO опробовал «МегаФон», запустив собственный проект «ПРОСТО для общения», а в прошлом году «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) с внешним партнером X5 Retail Group запустили на сети оператора MVNO «Алле».

Виртуальный оператор сотовой связи (MVNO, Mobile Virtual Network Operator) — компания, использующая для предоставления услуг сотовой связи под собственной торговой маркой существующую инфраструктуру другого (базового) оператора. MVNO, в соответствии с договоренностями, может задействовать как все элементы инфраструктуры партнера (сеть связи, коммутаторы, систему биллинга и т. п.), так и отдельные ее компоненты: как минимум — подсистему связи.

Стоит также отметить, что планы по запуску MVNO вынашивали и вынашивают различные компании. В их числе «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), «ТрансТелеКом» (ТТК). Однако до воплощения этих планов дело пока не дошло.

Как рассказали BFM.ru в «МегаФоне», технически российский рынок готов принять виртуальных мобильных операторов, и компания в целом открыта для соответствующих предложений. «Однако дефицит частотных ресурсов, а также отсутствие в законодательстве четко прописанных правил, регулирующих деятельность виртуальных операторов, могут сдерживать развитие MVNO в России, — считают сотрудники «МегаФона». — Базовые операторы просто физически не смогут заключать договоры со всеми желающими получить лицензию виртуального оператора».

Коммерческий директор бизнес-единицы «Партнеры» компании «Скай Линк» Елена Глухова подтвердила, что с технической стороны проблем при запуске MVNO-проектов нет. «Гораздо сложнее виртуальному оператору вывести на высоконасыщенный рынок мобильной связи конкурентное предложение», — считает Глухова. По ее мнению, сегодня такие операторы пользуются двумя моделями: либо они имеют свою собственную абонентскую базу и предлагают услуги мобильной связи в качестве дополнительных услуг или программ лояльности, либо выходят на новый сегмент рыка с уникальным предложением, которое выражается в дополнительных сервисах к базовой услуге подвижной связи.

Кстати, если говорить о запущенных проектах на сети «Скай Линка», следует отметить, что они значительно различаются между собой. Так, по соглашению с оператором сотовой связи «КантриКом» предоставляет своим существующим и новым фиксированным абонентам услуги мобильной голосовой связи и передачи данных. Причем по модели Full MVNO — для обслуживания клиентов «КантриКом» задействует свой коммутационный центр, биллинговую систему, систему обслуживания абонентов (CRM), собственную сеть дистрибуции, абонентского облуживания и приема платежей. «Скай Линк» же предоставляет партнеру только радиочастотный ресурс и сеть радиодоступа.

Что касается «Плюс Один», то этот проект ориентирован на предоставление услуг мобильного широкополосного доступа в Интернет. При этом продвижение своих услуг оператор намерен организовать за счет партнеров, для чего запустил партнерскую программу, участниками которой могут стать любые предприятия сферы услуг (например, по установке спутникового оборудования, настройке и ремонту компьютеров, установке бытовой техники и др.), а также торговые сети. Таким партнерам оператор обещает выплачивать вознаграждения за подключение абонента и отчисления с каждого платежа за трафик, полученный за весь период работы абонента.

Елена Глухова рассказала также, что в настоящее время на различных стадиях проработки и готовности к коммерческому запуску находятся более 10 проектов MVNO на сети «Скай Линка». Планируемый срок их запуска в коммерческую эксплуатацию — первая половина текущего года. «В дальнейшем проекты MVNO могут быть тиражированы для расширения набора мобильных и конвергентных услуг для широкого круга партнеров как на территории действующих сетей «Скай Линка», так и в новых регионах, — говорит Глухова. — При благоприятном развитии событий в рамках запланированных проектов может быть обеспечено до 50% прироста абонентской базы».

А вот операторы «большой тройки», похоже, пока не ожидают активного развития направления MVNO. Они готовы рассматривать и рассматривают различные предложения по поводу MVNO, но реальных запусков виртуальных операторов пока нет. Тот же «МегаФон», имея действующий MVNO-проект, для которого был выделен собственный федеральный код нумерации (929), к его развитию не стремится. «Наша компания стала первым российским оператором, который использовал модель мобильной связи «без излишеств» для чувствительных к цене пользователей, уровень активности которых в среднем составляет более 90%. На сегодняшний день абонентская база «ПРОСТО» составляет 600 тысяч пользователей, — рассказали BFM.ru в «МегаФоне». — С коммерческой точки зрения проект оказался эффективным за счет активного потребления внутрисетевого трафика (GROSS MARGIN — более 80%). Проект был изначально ориентирован на аудиторию, которая пользуется преимущественно голосовыми услугами и SMS. Мы оцениваем его как успешный, 600 тысяч пользователей — безусловный рекорд для подобных проектов MVNO в России и, вместе с тем, нишевой. Сейчас, спустя почти 2 года с момента старта «ПРОСТО для общения», в массовом сегменте стремительно растет интерес к мобильному Интернету. В этом контексте дальнейшее продвижение этого проекта MVNO не столь приоритетно. То есть компания продолжает обслуживать «простых» абонентов, но не стимулирует новые продажи этого тарифа».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию